Написанный в духе соцреализма, роман Вайнеров «Гонки по вертикали» никогда не был полностью советским произведением, несмотря на то что, по всем канонам, он выдержан идеологически правильно. Я бы сказал, настоян на идеологической закваске.
Но два хитрый еврея сумели повернуть все так, чтобы читатель увидел настоящего следователя, хотя и многие настоящие милицейские будни были опущены.
У нас в стране, в принципе, недолго показали милицию как она есть. Коротенький период 90-х, а потом опять героические «ментовские войны» или тошнотворные персонажи из сериала «Солдаты».
Не могли всего рассказать и Вайнеры.
Всего, но многое они показали.
Недавно дочитал их «Гонки по вертикали», пытался посмотреть фильм, но, лишний раз убедился, что лучше читать, а потом смотреть, но не наоборот.
Вайнеры талантливые писатели. В эпоху гласности их талант раскрылся по-новому, появился роман «На темной стороне Луны» (написан вместе со Словиным), «Евангелие от палача» и многие другие.
Почему же «Гонки по вертикали», в котором такой хороший следователь и вообще такие хорошие милиционеры, показывает следователя, как-то не по-советски?
Я помню еще в годы своей службы в органах, я встречал пожилых ветеранов МВД и от каждого слышал сетования, что сейчас нельзя уже так свободно бить людей. При этом они искренне сочувствовали и не понимали, как же теперь полиции работать.
Эта небольшая вставка, чтобы вы отбросили всю эту идеализацию советской милиции.
Инспектор Тихонов – неплохой человек, скорее всего, он и не бил никогда подозреваемых. Он даже слишком хороший для милиции, а точнее, по крайней мере, в романе о котором мы говорим, он просто размазня. В милиции такой бы не удержался долго. Его просто бы «сожрали» коллеги.
В романе мы видим и Шарапова, только уже пожилого и матерого. Правда, ясно одно, в годы своей работы с Жегловым, Шарапов тоже не продержался бы долго. За его честность, в лучшем случае, его ждала бы работа, где-нибудь на северах.
Так часто делали с наиболее честными сотрудниками НКВД, которых вроде и посадить не за что, их отправляли на ту же Калыму, только не в качестве заключенных, вернуться откуда тоже была большая проблема.
Тихонов показан очень реалистично. Он плохо подготовлен физически, в противоборстве Батону, он даже не смог ничего сделать, потому что Батон – вор-рецидивист. Он только с виду такой интеллигентный, а тогда, чтобы стать «вором», приходилось, вырывать глотки, может даже в прямом смысле слова.
Подготовка же сотрудников КГБ, армии или МВД желала оставлять лучшего, да и сейчас желает. Об этом, кстати, рассказывал Касьянов – пионер карате и рукопашного боя в СССР, вспоминая свои годы в качестве инструктора по физподготовке в ВС и в КГБ.
Тихонов – настоящей следователь (вернее, начинает он не как следователь). Вся его работа – рутина, в которой день уходит на написание важной справки (важной для начальства), поиске нужного формуляра, похода по коридорам власти. Этим же занят его начальник – Шарапов.
В начале, Батон даже кажется более привлекательным, чем Тихонов. Второй ерничает и прикалывается над рецидивистом, который, вообще-то и неплохой человек. А, если внимательно читать его биографию, то его даже жалко становится. Что он видел? Мать, которая от него отказывалась, отца, который выбил ему зубы, который доносил на всех в годы сталинизма, деда, бывшего бандита, читающего Евангелие.
А тут два мента, которые откровенно «троллят» симпатичного жулика. Но у Вайнеров был особый талант – они умели раскрыть образ героя постепенно, делая его многомерным. Так и Батон, в начале симпатичный читателю, превращается в конченную мразь. Мы видим настоящее лицо любого преступника.
Тихонов же скучен и сер, слаб и несимпатичен, но он честен, в первую очередь, перед самим собой. Он особо и не примеряет на себя чужие роли. Да, он рохля, он жил под давлением чрезмерно опекающей матери, он не нравится женщинам, он даже стрелять нормально не умеет, а физподготовка у него на нуле. Но он честен в этом. Он не герой – он просто хорошо делает свою работу.
Вы не представляете как это важно, особенно в нашей российской действительности.
Как мало у нас тех, кто просто хорошо делает свою работу. У нас любят делать героев, просто штамповать их, так повелось у нас и после войн, и после революций, и после странных полувойн.
Героизм. Везде героизм. Героизм говорит только о том, что грамотно выстроить работу, чтобы не было трудностей, которые бы пришлось героически преодолевать, мы не можем.
А Тихонов, он просто хорошо делает свою работу. Ходит справки всякие собирает, пишет протоколы, дела в суд направляет и сажает таких как Батон.
Если бы не трагический случай в самолете, возможно, он бы Батона и посадил, но более интеллектуально, без перестрелок.
Почему я бы посоветовал прочесть «Гонки по вертикали»?
- Роман для тех, кто ищет неспешного чтения, это такое чтение – медитация
- В этом романе можно поучиться как из обычных бытовых вещей сделать, по-настоящему, интересный роман. Вместо перестрелок и воровских малин мы видим сцены как Тихонов варит кофе, принимает душ, а Батон может флиртовать с официантками, но как интересно это читается. Вот это настоящий талант, суметь сделать из простых вещей шедевр
- Многомерность персонажей. Если вы читатели «Эру милосердия», вы поймете о чем я. Жеглов, Шарапов, они не так просты как кажется и не так однозначны. И сериал, и роман это показывают, как никогда
- Двойственность морализма. Что в сцене с малиной в «Эре милосердия», когда говорят о «святом деле», что в моменте, когда вор Батон вспоминает как его дед – матерый бандит читает Святое Писание, везде ощущается как легко все эти сомнительные люди прикрываются моралью и божьим промыслом.
Несмотря на то, что «Гонки по вертикали» - это, в первую очередь, роман советской эпохи, его литературная ценность актуальна и сейчас, поэтому рекомендую к прочтению.
#СССР #советское время #детективы #советские фильмы