Найти тему
Epoch Times Russia

Очередной застой в экономике Китая

Оглавление

COVID-19 продолжает препятствовать росту китайской экономики

Автор: Милтон Эзрати

Рабочий в защитном костюме наблюдает за улицей во время начала второго этапа двухэтапной операции по блокированию распространения вируса COVID-19 в Шанхае, Китай, 1 апреля 2022 года. (AlySong/Reuters)
Рабочий в защитном костюме наблюдает за улицей во время начала второго этапа двухэтапной операции по блокированию распространения вируса COVID-19 в Шанхае, Китай, 1 апреля 2022 года. (AlySong/Reuters)

В то время, как Соединённые Штаты и Европа, похоже, оставили худшие последствия пандемии позади, COVID-19 по-прежнему распространяется в Китае. Значительное увеличение числа случаев заболевания привело к закрытию Шанхая — экономического и финансового центра страны. То же самое произошло и в других регионах.

Если власти не смогут быстро взять ситуацию под контроль, то Китаю будет трудно достичь целевого показателя реального экономического роста в 5,5% на 2022 год. Даже этот заниженный уровень составляет менее двух третей от тех темпов, к которым Китай привык до пандемии.

Блокировка Шанхая

Эти проблемы не относятся к одному лишь Шанхаю, хотя они сконцентрированы именно там. Пекинская политика «нулевой терпимости» COVID заблокировала этот 26-миллионный город, в котором сосредоточено около 4% всей экономики страны.

Чтобы минимизировать экономические последствия карантина, власти ввели так называемую «двухэтапную изоляцию», чтобы сохранить открытым огромный порт города, крупнейший в Китае, а также позволить предприятиям продолжать работать в так называемой системе «замкнутого цикла», при которой рабочие, не покидая помещения, спят в специальных общежитиях, а иногда и на заводском полу.

Такая практика облегчает некоторые экономические тяготы, связанные с закрытием предприятий и карантинами, но она никак не помогает сфере услуг, составляющей четыре пятых экономической деятельности Шанхая. Более того, двухэтапный замкнутый цикл не может облегчить проблемы с доставкой товаров в пострадавшие города, а также порты и обратно.

Проблемы логистики

Эти проблемы с доставкой товаров могут нанести самый серьёзный экономический ущерб. Всё движется намного медленнее. Водители должны предъявлять отрицательный тест на COVID на нескольких контрольных пунктах по маршруту следования, который действителен лишь 48 часов.

Неизбежные задержки увеличивают стоимость перевозок, которая и без того ежегодно росла на 8-10 процентов. Многие водители не хотят везти грузы в пострадавшие районы, опасаясь, что они попадут под карантин.

Некоторые производители уже сообщили иностранным клиентам, что им придётся ждать доставки дополнительно 10 дней. Склады заполняются из-за опозданий грузоперевозок. Когда они будут полностью заполнены, то уже не будет иметь значения, работают заводы или нет, ведь продукцию будет некуда складировать.

-2

Контейнеры сложены в штабеля в порту в Ляньюньгане, в восточной китайской провинции Цзянсу, 7 марта 2022 года (STR/AFP viaGettyImages)

Статистика снижения объёмов производства в Китае

Пекин занизил потенциальный экономический ущерб и сначала заявил, что блокировка портов продлится 10 дней, затем увеличил этот срок до двух недель, а позже сообщил, что ограничение продлится неопределённое время. По состоянию на середину марта (последний период, за который имеются данные), объём контейнерных перевозок показывает, что внутренняя торговля упала на 24,4% по сравнению с уровнем прошлого года.

Мартовский отчёт об индексе менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности Caixin/Markit показал явное снижение объёмов производства в стране. Индекс составил 48,1 пунктов и оказался значительно ниже границы в 50 пунктов, которая определяет разницу между расширением и сокращением.

Аналогичный официальный показатель Министерства статистики в Пекине был более умеренным, но и он, составив 49,5%, также свидетельствовал о снижении. Показательно, что официальный индекс экспортных заказов также продемонстрировал снижение с 49,0 в феврале, до 47,2 в марте. Конечно, больше всего от блокировок пострадала сфера услуг. В национальном масштабе Пекин оценил свой индекс за мартовский период на уровне 48,4, что резко отличается от февральского уровня в 51,6.

Несмотря на все эти данные, официальный Китай продолжает утверждать, что национальная экономика достигнет целевого показателя роста в 5,5% по итогам 2022 года. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил об этом менее двух недель назад. Как бы там ни было, в конце года Пекин сообщит об успехе, независимо от реального результата.

Однако, другие эксперты были менее оптимистичны. К примеру, GoldmanSachs — один из крупнейших в мире инвестиционных банков отмечает, что проблемы COVID выходят далеко за пределы Шанхая и уже влияют примерно на 30% экономики Китая. UBSGroup AG, крупнейший швейцарский финансовый холдинг, понизил свой прогноз реального роста китайской экономики на 2022 год, до 5,0%. Если блокировки и карантины сохранятся, он допускает возможность роста только на 4,0%.

Между тем, авторитетный Институт государственной политики Сиднейского технологического университета в Австралии пришёл к выводу, что COVID и последствия конфликта в Украине создадут проблемы Китаю в экономике до 2024 года.

Даже если эта перспектива звучит слишком экстремально, нужно понимать, что китайская экономика больше не является такой же мощной и стремительно растущей, какой она когда-то считалась.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Милтон Эзратиглавный редактор журнала The NationalInterest, филиала Центра изучения человеческого капитала при Университете Буффало (SUNY) и главный экономист нью-йоркской коммуникационной компании Vested. До прихода в Vested он работал главным рыночным стратегом и экономистом в Lord, Abbett&Co. Он также часто пишет для CityJournal и регулярно ведет блог для Forbes. Его последняя книга — «Тридцать завтрашних дней: Следующие три десятилетия глобализации, демографии и то, как мы будем жить».

Рубрика: Взгляд на Китай

#экономика #китайская экономика #деньги и финансы #застой в экономике #китай #новости экономики