На чем мы будет ездить десять лет спустя. Еще полгода назад я бы ответил на этот вопрос так: в основном на бензине и солярке, но будет очень высокий процент электромобилей, а также водородных. Сейчас, увы, этот прогноз может сбыться лишь для России. А вот на чем будет ездить тот самый «весь цивилизованный мир», который задавал тон мировой автоиндустрии?
Случилось то, чего не ожидал никто. Хотя конфликт между Россией и Украиной был предсказуем, однако ни мы, ни те, кто его активно разжигал, не могли предсказать даже десятой его доли. А если бы могли, то сильно бы призадумались, а нужно ли так громко тявкать*: вдруг и до них долетят головешки с этого славянского пожара?
Накрывшее весь мир кроме России, подорожание традиционного автомобильного топлива (бензин, дизель и в меньшей мере газ) оказались только первым шагом к всемирному хаосу или видимой частью айсберга. Все идет к тому, что топливо это в странах, не имеющих своих запасов нефти и/или газа, станет очень дорогим и/или жутко дефицитным. Причем настолько, что встанет вопрос о необходимости и обоснованности использования автомобильного транспорта, по крайней мере, в личных целях.
Отсутствие нефти в достаточном количестве может привести к тому, что покупателя будут выживать из нее все, горит, как пьяница из той дохлой кошки, подброшенной ему заботливой женой в тазик с водкой. И тогда о бензине стандарта «Евро-5» капризной Европе придется забыть. Дай Бог на «72-й» нацедить. Если вообще не на «66-й»…
Современные моторы такую бурду перерабатывать не смогут. Тогда придется и там переходить на «Евро-0», о чем уже задумалось российское правительство (хотя и по другой причине). К тому же дефицит микроэлектроники, о котором я писал ранее, затронул все автомобильные заводы, кроме китайских. КНР – мощнейшая площадка по выпуску этой самой микроэлектроники, и потому естественно, что свои авто- и мотозаводы она снабжает в первую очередь.
А как же электромобили, спросят некоторые? Ведь им не нужны высокооктановые бензины и управляющая чистым выхлопом дефицитная электроника. Верно, не нужны. Зато нужно электричество в большом количестве, а его тоже нужно где-то брать. Как и для автомобилей на водородных элементах.
Гидроэлектростанций в Европе не много. Электричество там получают в основном из сжигаемого газа, а он, как тот чеховский овес – нынче дорог. Поэтому страны ЕС, кроме Франции, где очень высока доля АЭС, сейчас начали обсуждать переход на твердое ископаемое топливо и расконсервацию своих угольных шахт. А поскольку их там не много, все равно рано или поздно встанет вопрос: где брать уголь? У России покупать его им западло, на Украине – невозможно. Остается везти его из Африки. Порошенко попробовал – не понравилось, хотя он и скакал от радости, и растягивал рот в подобии улыбки, ему не поверили. Теперь Европе придется наступить на эти же грабли.
Впрочем, это ее дело. Но удивила меня во всех этих обсуждениях полная тишина из лагеря «зеленых». А ведь как кричали раньше! Особенно в Германии, где они обладали реальной политической силой, способной влиять даже на трубопровод «Северный поток-2» и пр.
«Зеленых» теперь не волнует, что, поедая виноград, мы уничтожаем еще не родившееся вино.
Не проходит больше демонстраций, требующих запретить коровам пукать, так как это создает парниковый эффект. Чувствуется, что власти развитых стран уже готовы втихую, в отличие от громкого Трампа, откровенно забить и на Киотский протокола, и положить на Парижское соглашение по климату – лишь бы не замерзнуть. Своя рубашка, как известно, ближе к телу, но лучше бы, чтобы она еще и грела.
Больше ничего не слышно о выходках шведской малолетки-недоучки Греты Тунберг. Хотя она теперь не малолетка – 19 ей уже. Девочка созрела и открыла для себя более приятные стороны жизни. У нее больше нет необходимости придумывать отмазки прогулов школы пикетированием здания Риксдага. Усиленно ищет второй свитер.
Затихли и гомосексуалисты всех мастей, столь возносимые Европой. Никто почему-то больше не проводит гей-парадов. Зато обострились феминистки, причем у нас в стране. Они даже создали свое движение, назвав его грозной аббревиатурой ФАС – феминистское антивоенное сопротивление. Но борются эти «амазонки» (преимущественно лесбийского толка) не за права женщин, которых у них и так больше, чем у мужчин. Они не требуют начинать выдавать водительские права женщинам на год раньше, чем мужчинам, или разрешать им три ошибки в экзаменационном билете, а не две, как грубым и неотесанным мужикам. Не добиваются права заплывать за буйки и переходить улицу на красный свет. А борются они за прекращение СВО на Украине. Наверно потому, что финансируются из-за бугра. И не забывают при этом ежедневно принимать душ.
Тем временем в цивилизованной Германии, и без того сильно повернутой на экономии, СМИ начинают продвигать кейс о том, что мыться каждый день – как пиво с утра: не только полезно, но и вредно, и второе даже больше.
Вновь заговорили об автомобилях, работающих на дровах. Но для Европы и это не выход, т.к. дров там тоже не много.
В общем, все хреново в мире, который всем нам казался образцом для подражания. И, думаю, есть все основания ожидать там уже в ближайший год снижения планки экологических требований к новым автомобилям и уменьшения их выпуска.
А не затронет энергетический кризис лишь Россию. Неплохо будут чувствовать себя и Китай, где есть и своего всего понемногу, аравийские страны и Южная Америка, где своей нефти в избытке, а машины могут ездить на спирту.
О продолжении темы европейского топливного кризиса здесь.
-----------------------
* – по выражению Папы Римского Франциска, военный конфликт между Россией и Украиной разгорелся из-за громкого тявканья НАТО возле границ России.