Найти тему
РЮКЮ КАРАТЭ

Что такое КАТА в каратэ и зачем они нужны?

Мой учитель Морио Хигаонна Сэнсей часто говворит: «Каратэ – это душа Окинавы. Менять или искажать ката – убивать душу Окинавы!».

Если попытаться максимально коротко сформулировать, что такое КАТА в Годзю рю каратэ и их место в методике преподавания школы, то можно сказать, что это комплексы формальных упражнений, которые делятся на две группы. Первая Хейсю (закрытая рука), к которой относятся Санчин и Тенсё, являются фактически разделом нейгун - внутренней работы по поиску оптимального способа управления телом и, как следствия оптимального способа генерации усилия.

Можно ещё предложить такой образ - Санчин учит формированию усилия по принципу равнонаправленно сжатой пружины в своём теле

Вторая группа - Кайсю (все остальные комплексы) учат методам и способам доставки порождённого этой пружинкой усилия противнику в рамках единой стратегии, свойственной именно этому ката.

-2

Первое, что необходимо понять, ката – это не приемы, не бой с тенью и не шаманские камлания, имеющие целью пробуждение магической энергии!

Ката – это компьютерная программа, цель которой переформатировать ваше тело под задачи поединка.

С первой минуты своего рождения мы формируем индивидуальную двигательную матрицу. Поскольку большая часть нашей жизни проходит в решении абсолютно мирных задач – наша двигательная матрица оптимально приспособлена для того, чтобы нам в этом помогать. Наша походка – это оптимальный способ преодолевать большие расстояния, а грация с которой мы накалываем котлету на вилку достойна пера поэта.

И все это максимально далеко от задач, которые ставит перед нами поединок. А он требует совершенно других: способа передвижений, способа управления дыханием и кондиций.

Фактически, любая традиционная школы боевых искусств, в первую очередь решает вопрос «боевого перепрограммирования» тела.

К сожалению, у человека нет кнопки ENTER и для того, чтобы это «перепрограммирование» произошло необходимо пройти путь от простых базовых до высших ката, которые, фактически, являются энциклопедией усилий способных решить весь спектр задач, которые ставит поединок в рамках единой стратегии данной школы.

Как правило стратегию школы определяют много факторов, но среди основных можно выделить дистанцию и отношении к агрессии.

-3

На примере школы Годзю рю каратэ можно очень наглядно проследить эту систему «перевоспитания» человека.

Фундаментальной базой школы является ката Санчин. Ее изучению предшествует комплексы упражнений (Кихон, Дзюмби ундо (подготовительные упражнения), Ходзе ундо (упражнения со специальными девайсами), объединенных одной целью – знакомство с собственным центром тяжести и его контроль.

Сан чин - это форма, в которой, кроме определенного набора движений, используется особый тип дыхания и особая форма концентрации внимания - кокучи. Представьте себе, что буквально от каждой клеточки вашего организма в направлении к единому центру - Танден идет тонкий тросик. У обычного человека все эти тросики расслаблены, провисают. Он «разобран». Чтобы совершить даже простое действие ему надо задействовать сложную последовательность «включений» разных частей тела. Практика Сан чин учит тому, как можно все тросики натянуть. Что это дает? Предельную фокусировку, собранность, центрированость. Человек «прокачавший» свое тело с помощью Сан чин получает возможность, в моменте, более эффективно управлять своим телом, тянуть, толкать и бить, затрачивая меньше усилий и, при этом, достигая оптимального результата.

Следующим этапом, после «прокачки» тела Санчином, являются так называемые кайсю ката, которые представляют собой способы реализации универсального усилия, которое «воспитывает» в теле Санчин, по отношению к типичным моделям развития поединка в рамках единой стратегии каждого ката.

-4

Дело в том, что сан чин формирует понимание на уровне тела о том, как найти источник силы и как его реализовать в трёх мегабазовых схемах. Настолько мегабазовых, что все движения всех без исключения кайсю ката являются не более чем их модификациями. Но модификациями очень важными так как только они могут ответить на все вопросы, которые ставит перед участниками рукопашны бой.

А если вспомнить, что человеки, при внешней схожести набора конечностей кардинально отличаются друг от друга ростом, весом, длинной этих самых конечностей и темпераментом - становится понятно, что и стратегий поведения в бою необходимо больше, чем одна. Например, не отличающийся баскетбольным ростом, но очень подвижный выберет энергичную Сайфу, тогда как тяжелому и мощному подойдет вязкий Сейунчин. А еще есть необходимость в универсальности.

СТРАТЕГИИ КАТА ГОДЗЮ РЮ

Сайфа - достижение стратегического преимущества за счёт передвижений в поединке против двух противников. Сайфа - это обучение навыку оказываться во время боя в максимально безопасных точках пространства, где противник наиболее уязвим.

Сейунчин - это борьба, а точнее энциклопедия неамплитудных способов выведения из равновесия и воздействий на суставы с помощью «реактивного усилия» таи отоси, а также техники противодействия им.

Сысочин - создание стратегических капканов при атакующей позиции. Сысочин - это психологически очень сложная стратегия, так как предполагает шаг навстречу удару с воздействием на центр тяжести противника, вынуждаясь его действовать заранее заданным образом. В контратаке активно используется ротация в зоне гамаку.

Сансейру- близкий «стратегический» родственник Сысочин с более активным ассортиментом ударов ногами. Сансейру - это жесткое разрушение структуры противника и его равновесия. Сансейру - это поезд, на пути которого оказался несчастный агрессор.

Сэпай - это вращение во всех его проявлениях и амплитудах. От небольшого уклона до захода за спину. Как и Сейунчин Сэпай - это в большей степени наге ваза - броски и подводящие к ним удары.

Курурунфа - очень интересная форма, которая выстраивает взаимодействие с противником по сторонам треугольника, где тот находится внутри треугольника, в центре.

Ката Курурунфа. Годзю рю каратэ

Сейсан - одна из моих любимых форм. Сейсан - это бой на близкой и очень близкой дистанции, которая предусматривает, в том числе, попытки противника эту дистанцию разорвать. В небольшой форме собрано большое количество очень жестких техник контратак на короткой дистанции.

Супаринпей - форма объединяющая принципы и кайсю и хейсю. Супаринпей - это все корневые техники Годзю рю с глубокой проработкой тела.

Морио Хигаонна рассказывал мне, что раньше ученику преподавали Санчин и то ката, стратегия которого ему подходила более всего с точки зрения его темперамента и антропометрических данных.

Все ката давали только тому, кого видели в качестве наследника школы.

После войны Мияги Сэнсей поменял методику обучения. Сначала ученика знакомили с Гекисай, как великолепным методом знакомства с Танден и гамаку, затем наступало время Санчин. После этого ученик начинал знакомится со всеми кайсю ката. Мияги Сэнсей отказался от системы один ученик - одно ката так как увидел в ней угрозу выживанию школы и искусственное ограничение возможностей учеников. Тем не менее, через несколько лет занятий наступало время, когда наставник давал ученику форму на которой ему необходимо сосредоточится.

-5

У меня такой момент настал через 15 лет занятий, когда Хигаонна Сэнсей стал уделять особое внимание в моей подготовке Супаринпей ️

Если все что написано выше недостаточно объясняет роль ката в подготовке каратиста, то могу предложить вот такое объяснение. Ката – это когда взяли некое техническое действие и очень серьезно, с применением единого принципа генерации усилия, на протяжении существенного отрезка времени исследовали его на тему убрать из него все лишнее и оставить только то, что ведет к максимально эффективности этого движения, в том числе, в рамках различных стратегий поведения в бою. А потом результат этих исследований закрепили для потомков, создав систему, которая способна передать эти ощущения при правильной ее практике.

И здесь просто обязан возникнуть вопрос, который так часто поднимают оппоненты практики ката. Если в ката рассматриваются решения с максимально эффективной работой тела, почему в поединке они часто выглядят иначе.

-6

Дело в том, что, нарабатывая максимально эффективную работу тела в данном действии, талантливые люди, которые исследовали данные системы, начали применять их в поединке. Нет, они не изменилась. Но изменились условия. Появились противники. Разных антропометрических данных, разной реактивности и модели поведения. Где-то немного изменился угол входа. Где-то дистанция, где-то рычаг. Но принцип работы тела остался неизменным.

Предположим, вы занимаетесь борьбой. Вы начинаете изучать бросок через бедро. Вы некоторое время нарабатываете его на своем партнере, который не сопротивляется. Вы ищете лучший угол входа, положение тела, динамику для выполнения броска. Затем вы выходите на соревнования и вот вам удается реализовать момент и выполнить бросок. Будет ли он отличаться от вашего идеального броска при отработке - наверняка. Останется ли он при этом броском через бедро - да.

А ещё про ката ОЧЕНЬ ВАЖНО понимать, что без парной проработки - это мертвая теория. И эта самая парная проработка - это отдельная, чрезвычайно непростая, многослойная тема, которую я в ближайшее время постараюсь самым подробным образом рассмотреть. А пока небольшое, но очень наглядное видео посвящённое парной работе с движениями ката: