Найти тему
Александр Либиэр

Трагедия Иуды Искариота.

Иуда Искариот.
Иуда Искариот.

В современном обывательском лексиконе словосочетание "поцелуй Иуды" давным-давно стало нарицательным и несет очень отрицательную нагрузку, обозначая самое коварное предательство.

Многие великие художники запечатлели поцелуй Иуды на своих холстах, будто бы они присутствовали при этом событии, хотя на самом деле о нем узнали из канонических Евангелий.

Что же мы знаем про Иуду Искариота из канонических Евангелий, т.е. из тех 4-х Евангелий, который вошли в Новый Завет, а вместе с ним в свод библейских книг?

Иуда в канонических Евангелиях.

Рассмотрим все цитаты канонических Евангелий, в которых упоминается имя Иуды.

Евангелие от Матфея:

"Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его". (10:2-4);

"Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его". (26:14-16);

"И, когда ещё говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. (26:47-56);

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». (27:1-10).

Евангелие от Марка:

"И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его". (14:10-11);

"И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он ещё говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. (14:41-50).

Евангелие от Луки:

"Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем". (6:13-16);

"Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе". (22:1-6);

"Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали, и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали". (22:45-54).

Евангелие от Иоанна:

"Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас — диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати. (6:67-71);

"Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан". (13:1-5);

"Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь". (13:20-30).

А теперь давайте подведем итоги. Мы имеем весьма маленькую и довольно противоречивую картину жизни Иуды во время его обучения у Иисуса. Согласно свидетельствованиям Матфея и Луки, Иуда был последним из двенадцати апостолов, которых выбрал в свой ближний круг Иисус. Несмотря на то, что среди них был мытарь (т. е. сборщик налогов) Матфей, за казной следил Иуда, согласно свидетельствованию Иоанна. Очевидно, что Иисус доверял Иуде больше, чем мытарю Матфею, несмотря на то, что Иоанн свидетельствует, что Иуда был вор. То ли Иисус ошибся в выборе ученика, то ли Иисус специально взял к себе в ученики, который будет у них вором? Одним словом ситуация запутанная. И мы даже не знаем чем занимался Иуда до своего прихода к Иисусу. Зато Евангелия ярко описывают сцену предательства Иуды, но именно эта сцена выглядит какой-то неестественной, надуманной. Во время Тайной Вечери Иисус говорит, что один из его учеников скоро предаст его. Иоанн спрашивает кто это будет. Иисус говорит, что это будет тот, кому он обмакнет хлеб и подаст. И?.. Он подает хлеб Иуде.

Казалось бы, что остальные ученики должны проявить какую-то реакцию на это. Но нет. Иуда спокойно уходит из помещения, а ученики продолжают спокойно трапезничать.

Мне кажется, что всякий здравый ум задастся многими вопросом: как такое вообще могло случиться? Что за отморозки находились рядом с Иисусом, что позволили свершиться предательству? Было ли так на самом деле, или это неточное свидетельствование евангелистов. Зачем Иуде надо было совершать целование Учителя, если Иисуса и так знала большая часть Иерусалима, т.к. он долгое время проповедовал в Храме (см. свидетельствования Матфея, Марка и Луки)? Можем ли мы вообще данную ситуацию называть предательством, если сам Иисус знал и сказал своим ученикам, кто его предаст и при всем этом никто из них не препятствует предательству?

А самое драматичное в этой мутной истории - это то, что после того, как Иисуса схватили и осудили, Иуда заканчивает жизнь самоубийством. Христианские священники утверждают, что предательство было, а Иуда удавился, потому что раскаялся в своем поступке.

Тогда получается, что Иисус и ученики подставили Иуду, они своим бездействием сами спровоцировали Искариота на предательство. Может быть за этой историей скрывается совсем другой смысл?

Мы, наверное, продолжали бы ломать голову над этими вопросами и по сей день, если бы не одно обстоятельство. Это обстоятельство заставляет нас иначе оценивать историю предательства Иуды.

Иуда в апокрифической книге "Евангелие Иуды".

В 1978 году в Египте был найден папирус из 66 уцелевших страниц, получивший название "Кодекс Чакос", в который входило 4 книги, среди которых ученые обнаружили "Евангелие Иуды". Радиоуглеродный анализ датировал этот папирус 220-340 годами написания. Историки и критики утверждают, что автором данного Евангелия является не Иуда, а какой-то неизвестный автор, который был свидетелем новозаветных историй. Поэтому книга называется "Евангелие Иуды", а не "Евангелие от Иуды". Но книга, на мой взгляд, из-за этого не утрачивает особой важности, потому что благодаря ей, мы получаем очень важные сведения, позволяющие более трезво оценить историю предательства Иуды.

Из этого Евангелия мы получаем более широкое представление образа Иуды. Например, кто бы мог подумать, мы узнаем, что Иуда - единственный из учеников Иисуса, который узнал кто Он, и из какого места Он вышел. На что Иисус говорит: "Отделись от них. (т. е. от других учеников). Я расскажу тебе таинства царства, ибо тебе возможно войти в него, но ты будешь очень опечален! (36) Ведь иной будет вместо тебя, чтобы двенадцать учеников стали совершенными в своём "боге"".

Далее Иисус открывает Иуде многое из того, чего не открывал остальным одиннадцати ученикам. Мы становимся свидетелями следующего диалога:

"Сказал Иуда:

"Учитель, пусть моё семя никогда не подчинится архонтам!"

Ответил Иисус, сказал ему:

"Пойди […] тебя […], но ты будешь весьма опечален, видя царство и всё его поколение".

Услышав это, Иуда сказал Ему:

"Какую пользу я получил, что Ты отделил меня от этого поколения?"

Ответил Иисус, сказал:

"Ты станешь тринадцатым и будешь проклят остальными поколениями. И ты будешь одолевать их. В последние дни они будут […] твои обращения ввысь, (47) к поколению святому"."

И чуть далее:

"Иуда же сказал Иисусу:

"А что будут делать крестившиеся во имя Твоё?"

Сказал Иисус:

"Истинно Я говорю тебе: это крещение (56) […] Моё имя […] Меня.

Истинно Я говорю тебе, Иуда, что приносящие жертву Сакле […] бог […] что […] всякие злые дела. Ты же превзойдёшь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесёшь в жертву.

Уже твой рог вознёсся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твоё сердце захвачено.

(57) Истинно Я говорю тебе, твои последние […]

[не менее двух строк утрачено]

архонт, и он погибает. И тогда поднимется образ великого поколения Адама, ибо до неба и земли и ангелов пребывает это поколение благодаря эонам.

Вот, тебе рассказано всё. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нём, и звёзды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда".

Иуда же поднял глаза, увидел светлое облако и вошёл в него. Стоящие на земле услышали исходящий из облака голос, говоривший: (58) […] великое поколение […] образ

[не менее пяти строк утрачено]"

Конец цитаты.

То есть Иисус раскрывает Иуде миссию его души в этом воплощении, и в последующей судьбе мира. К сожалению, из-за многих утраченных мест этого Евангелия, мы не имеем четкого представления о данной миссии, но в общих чертах она выглядит следующим образом. После смерти Иуды его душа займет особое место в тонком мире - станет тринадцатым архонтом и будет "одолевать" души грешных людей, чтобы они не попали в рай. Его душа уже принадлежит к особому разряду душ - душ "великого поколения", которым дано право унаследовать рай.

Согласно учению гнозиса архонт - это существо тонкого мира, принадлежащее инфернальной (противницей Бога) стороне бытия, которой Творец временно дозволяет существовать до Страшного Суда).

"И что же проясняет "Евангелие Иуды" в этой мутной истории?" - спросит читатель. Отвечаю. Это Евангелие приводит нас к мысли, что Иисус объясняет Иуде, что тот должен совершить самый главный поступок в своей жизни - предать своего Учителя. При этом возможно Иисус использовал какую-то психотехнологию (возможно гипноз), которая ввела Иуду в трансовое состояние, т.к. мы видим, в конце разговора с Иисусом, что "Иуда же поднял глаза, увидел светлое облако и вошёл в него".

"Почему же Иуда удавился?" - спросите вы. Очевидно, что он представлял себе иную картину после того, как произойдет "предательство". Причем эту точку зрения высказывали многие мудрые люди, еще до того, как был найден "Кодекс Чакос". Суть его, что Иуда надеялся, что после того, как священники схватят Иисуса, вспыхнет мятеж, в результате которого произойдет захват власти и Иисус по праву займет место царя Иудеи. Ведь согласно вероучению иудаизма Мессия должен быть из рода царя Давида и его приход ознаменуется торжеством установления его власти на земле. И согласно учению Традиции так и произойдет, но только во времена Второго Пришествия Христа.

В этой связи мы получаем совсем другой образ Иуды - не тот, который ему создало ортодоксальное христианство. История Иуды - это великая трагедия одного из лучших учеников Иисуса, который исполнив свою миссию, дал свершиться ветхозаветным пророчествам, и стал причиной того, что смогла исполниться миссия самого Иисуса. Иными словами, если бы не было "предательства Иуды", то и пришествие Христа на землю не стоило бы и гроша, а не только тридцати сребреников.

Если у вас возникнет желание прокомментировать данную статью или вы захотите высказать свое мнение по этому поводу, то оставляйте его в комментариях к данной статье.

Если же вас заинтересует более углубленное изучение гностической традиции, и вы захотите более глубоко постичь миссию Иисуса, предлагаю вам ознакомиться с моей книгой "Мессия", а также с материалами видео-уроков под названием "Учение Иисуса Христа".