Для того, чтобы получить предупреждение вместо административного штрафа жители города Провиденса приводят на судебные заседания к дедушке Каприо своих детей.
А в России замена штрафа на предупреждение стала не правом, а обязанностью судей, административных органов и должностных лиц при соблюдении следующих 6 условий:
1. Штраф подлежит замене на предупреждение только:
- некоммерческим организациям;
- ЮЛ и ИП – субъектам МСП;
- их руководителям и иным работникам.
2. Предупреждение не должно быть предусмотрено статьей (ее частью) КоАП РФ или регионального КоАП.
Например, статьей 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства) для работодателя предусмотрены:
- ее частью 1 – штраф и предупреждение;
- ее частью 4 (уклонение от заключения трудового договора) – только штраф.
Штраф по части 4 подлежит замене на предупреждение. Назначение наказания в виде предупреждения по части 1 осталось не обязанностью, а правом судьи и ГИТ.
3. Правонарушение должно быть совершено впервые.
Впервые – не повторно, т. е. совершенное по истечении 1 года со дня уплаты штрафа или исполнения иного административного наказания за прошлое правонарушение.
Учитываются любые (как однородные, так и неоднородные) правонарушения.
На практике суды могут просто исходить из наличия или отсутствия в деле сведений о ранее совершенных правонарушениях – если в деле нет сведений, значит правонарушение совершено впервые.
Во всяком случае предупреждением не будет заменен административный штраф:
- по статьям (их частям), содержащим формулировки «совершение лицом, подвергнутым административному наказанию» и «повторное совершение»;
- если в акте административного органа или суда первой инстанции в качестве отягчающего обстоятельства указано повторное совершение однородного административного правонарушения.
4. Правонарушение не должно повлечь 3 следующих последствий:
- Причинение и угроза причинения вреда:
- жизни, здоровью, животным, растениям;
- окружающей среде;
- объектам культурного наследия;
- безопасности государства.
2. Угроз природных и техногенных ЧС.
3. Имущественный ущерб.
Так, предупреждением не будет заменен штраф за правонарушения по статьям (их частям), содержащим формулировки:
- «повлекшие причинение вреда»;
- «создавшие угрозу причинения вреда».
Например, ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность для изготовителя, исполнителя или продавца:
- по части 1 – за формальное нарушение требований технических регламентов;
- по части 2 – за те же действия, но повлекшие причинение вреда либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде;
- по части 3 – за повторное совершение административного правонарушения.
Квалификация правонарушения по части 1 (а не по части 2) сама по себе означает отсутствие каких-либо последствий.
Не могут быть заменены предупреждением административные штрафы:
- по части 2 потому, что правонарушение повлекло вышеуказанные последствия;
- по части 3 ввиду повторного совершения правонарушения (условие 3),
кроме того, частями 2 и 3 не предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Мало шансов получить предупреждение вместо штрафа за нарушения в областях:
- здравоохранения;
- оборота пищевой продукции и алкоголя;
- охраны окружающей среды.
Поэтому для оценки судебной перспективы нужно изучать акты, принятые судом по подсудности или даже конкретным судьей.
5. Правонарушение не должно быть предусмотрено статьями КоАП РФ:
13.15 – изготовление или распространение скрытой рекламы (25-й кадр и др.);
13.37 – распространение аудиовизуальным сервисом экстремистской информации;
14.31–14.32 - монополистические действия;
14.33 – недобросовестная конкуренция;
14.56 – незаконное предоставление потребительских кредитов;
19.3 – неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и др.;
19.5 – невыполнение законного предписания контрольного органа;
19.5.1 – неисполнение решения НАК;
19.7.5.2 – непредставление сведений в государственные органы НКО–иноагентом;
19.8–19.8.2 – непредставление документов и сведений в органы ФАС и ФСТЭК России;
19.23 – подделка документов, штампов, печатей или бланков и их оборот;
19.27 части 2 и 3 – представление ложных сведений при миграционном учете;
19.28 – незаконное вознаграждение (дача взятки или подкуп) от имени юрлица;
19.29 – незаконное трудоустройство действующего или бывшего госслужащего;
19.30 – нарушение требований к ведению образовательной деятельности;
19.33 – непредставление сведений для госконтроля в сфере тех. регулирования;
19.34 – нарушение порядка деятельности НКО–иноагента;
20.3 – пропаганда и оборот запрещенной атрибутики и символики;
20.28 часть 2 – организация или участие в деятельности НКО–иноагента, когда есть решение о приостановке ее деятельности.
6. Правонарушение должно быть выявлено в ходе государственного или муниципального контроля.
Это условие суды соблюдают далеко не всегда и толкуют понятие «госконтроль (надзор), муниципальный контроль» шире, чем в законе, в пользу привлекаемого лица.
Подробный разбор я сделал в этой статье: когда нарушение выявляется в ходе госконтроля (надзора) или муниципального контроля