Довольно интересный вопрос, не правда ли? А возник он очень просто. В разговоре с одним очень неприятным типом, который знает, что я учитель, я услышал довольно обидную фразу: "Нормальные мужики учителями не работают! В школе место только для женщин и лузеров". Фраза обидная, но не сказать, что для меня новая. Я слышал ее несколько раз, натыкался на подобные размышления в различных статьях и комментариях. Многие считают, что учить детей - это женская профессия. Мужик обязательно должен либо стоять у станка, либо крутить баранку, ну, а в идеале, служить в какой-нибудь силовой структуре. Но я возьму на себя смелость сказать за себя и за своих коллег-мужчин, что учителя мужчины - это Герои нашего времени и именно сейчас наша страна нуждается в нас. Профессия учителя не только женская, но и мужская! Почему так? Давайте разбираться?
Начнем с истоков.
А у истока, у нас, профессия учителя исключительно мужская. Достаточно вспомнить таких мыслителей и педагогов Древнего мира как: Сократ, Аристотель, Платон. А кто создал ту педагогику, которая дошла и до наших времен? Каменский, Руссо, Ушинский, Макаренко, Корчак, Сухомлинский. И это далеко не все педагоги-мужчины, которые стояли у истоков педагогики. Я не умоляю достоинств женщин, например, чего только стоят труды Марии Монтессори. Но хочу отметить, что изначально все же профессия учителя была мужской! Почему все изменилось? Ответ очень прост. Войны. С самого начала 20 века одна война сменяла другую. Мужчины уходили на фронт и погибали, но ведь кто-то же должен был учить детей? И в эту, на самом деле, нелегкую профессию пришли женщины. Да, войны закончились, но подавляющее большинство мужчин были нужны на производствах. Нужно было восстанавливать страны.
Зачем учителя-мужчины в современной школе?
Мир изменился. Сейчас наша страна не ведет крупномасштабных войн. И возвращение мужчин-учителей в сферу образования является важной задачей для современного образования. Нет, не потому что женщины не справляются с этой работой. Наоборот, женщины важны и крайне необходимы, но очень важно чтобы ребенка в современном мире учили представители обоих полов. Почему? Ну, посудите сами. Допустим в обычной семье родился долгожданный малыш. Что происходит дальше? Мама возится с ребенком находясь в декрете (кто-то 1,5 года, а кто-то и все 3). Папа, как добросовестный добытчик, пропадает на работе, чтобы его семья ни в чем не нуждалась. Кого чаще видит ребенок? Естественно маму. Потом малыш идет в детский сад. Давно вы видели, чтобы в детском саду воспитателем был мужчина? Я такого вообще пока не встречал. Что у нас получается? А то, что к школьному возрасту, у ребенка уже начинает формироваться поведение, продиктованное исключительно женской психологией. Продолжаем? Учась 11 лет в школе, ребенок общается с учителями-мужчинами, в лучшем случае, на уроках физкультуры. В итоге модель поведения ребенка меняется не на шутку. Как следствие — мальчики вырастают инфантильными, а девочки капризными. Так же у ребенка (а особенно у девочек) проявляется неумение выстраивать отношения с мужчинами, что потом очень сильно может отразиться во взрослой жизни.
Как вы думаете, почему в кадетские училища стали набирать ребят с 5-6 класса? Не потому ли, что требуется немалое время, чтобы научить юношей вести себя по-мужски, отбросив женские модели поведения?
Отсутствие взаимоотношений между учителем - мужчиной и детьми ведет к серьезным проблемам в обществе в дальнейшем. Вот скажите, кто, допустим, научит гладить рубашку или завязывать галстук, вести себя по- мужски при общении с девушками, ставить цели и добиваться их? Кто-то скажет: "Но ведь для этого есть отец". Да вы правы! А если его нет? У нас в стране больше половины детей воспитываются однополыми парами - мамой и бабушкой. Где ребенку учиться общению с мужчинами?
Поэтому возвращение мужчин в педагогику, создание гармоничной среды развития для детей сегодня как никогда актуально. Мужчины в школе не просто нужны, а катастрофически необходимы.
На пути к изменениям в образовании
Многие думают, что мужчины не идут работать в сферу образования из-за низкого уровня заработной платы. Это неправда. В современной школе можно зарабатывать достаточно неплохо (конечно на новую БМВ заработать трудно, но пешком ходить вряд ли будете), если по-настоящему трудиться, совершенствоваться в профессии, повышать квалификацию.
Мужчины-педагоги во все времена были тем самым локомотивом, который двигал педагогику вперед. Ведь что-то менять, преобразовывать, реформировать и совершенствовать – самое что ни на есть мужское дело. И сегодня каждый мужчина, который выбрал профессию педагога - настоящий герой, который вопреки всем стереотипам создает условия для гармоничного развития детей.
P.S.
Я еще молодой, но уже достаточно опытный педагог. Когда я приходил в профессию 8 лет назад, то учителей-мужчин было очень мало. В основном это были учителя физической культуры и учителя ОБЖ (во многих школах это один и тот же человек). Но за эти годы все изменилось. Только в нашей школе мужчины преподают: физическую культуру, ОБЖ, информатику, физику, химию, русский язык. А что еще более интересно, то основная масса этих педагогов -молодежь. Некоторым чуть за 30, а некоторым нет и 25. В других школах ситуация так же меняется. Мужчины начинают охотно идти работать в школу. И теперь ответьте, можно ли их назвать лузерами? Людей, которые просвещают современную молодежь в это непростое время! Которые двигают педагогику вперед достигая вершин в своей профессии! Людей, которые способны и свои семьи содержать в достатке и процветании! Ну, уж нет, они Герои нашего времени. Их труд пока не заметен, но он способен перевернуть этот мир. К чему это приведет? Посмотрим через 2-3 поколения. А пока педагогика начинает медленно возвращаться к истокам.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии. Ну, и если интересно, то вот статья о том, как я пришел в педагогику:
А вот здесь вы сможете получить несколько советов, если вы начинаете карьеру педагога: