Найти в Дзене
theo_doric

Мир как цивилизация

Рациональная футурология Другой проблемой анализа окружающего нас мира является проблема понимания и предсказания будущего. Будущее как предмет является крайне интересным объектом для исследования не только потому, что это позволяет нам увереннее смотреть вперед, но и потому, что подобные предсказания помогают нам осуществлять проверку точности основным моделей современного общества и современной культуры. Трудность заключается в том, что предсказание будущего требует комплексного понимания событий, происходящих в современном мире. Для анализа современной культурной ситуации, во многом обусловленной новыми информационными технологиями, и любой попытки футурологии особенно значимым считается подход, учитывающий особенности коммуникационных технологий и их связь с изменением глобальных культурных типов, который представлен в работах Ю. М. Лотмана и М. Маклюэна. Оба автора приходят к выводу, что именно различные виды коммуникации определяют доминирующий тип культуры, причем отличие их точ

Рациональная футурология

Другой проблемой анализа окружающего нас мира является проблема понимания и предсказания будущего. Будущее как предмет является крайне интересным объектом для исследования не только потому, что это позволяет нам увереннее смотреть вперед, но и потому, что подобные предсказания помогают нам осуществлять проверку точности основным моделей современного общества и современной культуры. Трудность заключается в том, что предсказание будущего требует комплексного понимания событий, происходящих в современном мире.

Для анализа современной культурной ситуации, во многом обусловленной новыми информационными технологиями, и любой попытки футурологии особенно значимым считается подход, учитывающий особенности коммуникационных технологий и их связь с изменением глобальных культурных типов, который представлен в работах Ю. М. Лотмана и М. Маклюэна. Оба автора приходят к выводу, что именно различные виды коммуникации определяют доминирующий тип культуры, причем отличие их точек зрения, главным образом, касается выделения этапов в процессе смены типов коммуникации и расстановке акцентов на те или иные стороны коммуникативного процесса. Резюмируя, возможно выделить следующие основные моменты в смене коммуникативных моделей: появление письменности; изобретение печатного станка; распространение информационных технологий. Причем, для современной цивилизации особенно актуальными становятся проблемы, связанные с массовизацией средств информации и окончательным утверждением феномена массовой культуры.

Большое распространение получила периодизация техники, предложенная Э. Тоффлером (1928-2016): доиндустриальная — индустриальная — постиндустриальная техника:

· для первого этапа характерен целостный труд (субъект труда выполняет все действия, необходимые для получения завершенного изделия), соответствующий набор инструментов и приемов деятельности;

· второй положен частичным трудом и узкой специализацией работников, что типично для мануфактуры, машинного производства и начального этапа автоматизации;

· на третьем используются элементы механизации и автоматизации, орудия ручного труда. Специфика постиндустриальной техники состоит не в новизне принципов действия применяемых средств (хотя она тоже имеет место), а в том, что они, подобно ручным инструментам доиндустриального этапа, позволяют выполнять совокупность операций. В результате восстанавливается целостность труда.

Периодизация Э. Тоффлера распространяется и на историю культуры и общества, поскольку каждый тип трудовой деятельности определяет существенные характеристики последних. Так, согласно цивилизационной теории Э. Тоффлера, изложенной в книге «Третья волна» (1980), историко-культурный процесс проходит ряд этапов, ограниченных технологическими инновациями, которые подобно волнам накатываются и накрывают друг друга: «первая волна» — аграрная цивилизация, «вторая» — индустриальная цивилизация, и «третья волна» — эра информационной цивилизации.

Техника классифицируется также по сферам ее применения (транспортная, военная, бытовая и т. д.), использованным в ней технологическим принципам (механическая, электронная, гидравлическая и т. д.), степени участия человека в ее работе (ручная, автоматическая, полуавтоматическая). Практически каждая сфера применения техники формирует собственный терминологический аппарат для обозначения технических средств.

Качественные изменения в развитии техники, захватывающие всю техносферу, называются технической революцией. Иногда различают технические революции как качественные скачки в развитии вещных технических средств и технологические революции качественные скачки в развитии технологии преобразования вещества, энергии или информации. В этом смысле одной из первых технических революций считается создание каменных орудий труда, а технологических - овладение огнем. Наиболее значимыми техническими революциями в вещно-техническом значении были переходы от орудийной техники к машинной, и от машинной — к автоматизированной.

Важным фактором в попытке определить будущее является понимание информационных технологий. Здесь одной из самых известных теорий является концепция М.Маклюена (1911-1980). Центральным понятием этой теории является коммуникация и средства коммуникации (вещи, предметы, орудия, явления – «media»), находящие свое материальное воплощение в конкретных технологиях. Технологии, согласно Маклюэну, представляют собой внешнюю материализацию человеческого тела, органов чувств и способностей, трансформирующую культурную среду и структурирующую человеческий опыт: «Средство коммуникации есть сообщение»: любое средство коммуникации изменяет жизнь, «определяет и контролирует масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия».

Но технологии, как внешние расширения человека, в итоге отделяются от человека и приобретают над ним власть: «Созерцая эту новую сущность человек вынужден становиться ею», отмечает Маклюэн. Подобное отделение метафорически описывается мыслителем как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела сопровождается «ампутацией» человеческих способностей. Развитие электронных технологий рассматривается Маклюэном как финальная ампутация человеческого сознания. «Сегодня… мы расширили до вселенских масштабов свою центральную нервную систему и упразднили пространство и время, по крайней мере в пределах нашей планеты», пишет Маклюэн. Человек в ходе развития техники и технологии оказывается перед лицом отчужденной технологической инфраструктуры.