Экология как взгляд на природу.
Экология — термин, введенный Э. Г. Геккелем (1834-1919) наука об экономии природы, образе жизни и внешних жизненных отношениях организмов друг с другом. Отношения с окружающей средой создают «условия существования»: климат (свет, тепло, влажность и т. д.), пища, состав воды и почвы и т. д. К 30-м годам складывается новое отношение к окружающей среде. Ч. Элтон в книге «Экология животных» пишет о новой науке «о естественной истории», которая изучает широкий круг вопросов, начиная от проблемы патогенеза клеток и органов, соотношения эволюции и адаптации, и включая проблемы социологии (теория народонаселения). Главная ее задача — изучение распространения генотипических вариаций в популяциях и рассмотрение изоляции данной формы в процессе образования нового вида. Отсюда формирование адаптаций и достижение целесообразности строения и поведения организмов, роли естественного отбора и различных форм борьбы за существование в процессе видообразования.
Экологию как науку различные авторы интерпретировали по-разному. Это и наука о структуре и функциях природы; и наука, изучающая закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой; и наука, исследующая структуру, динамику и историческое развитие надорганизменных систем, видов, биогеоценозов и биосферы в целом. Но сегодня самой острой, объединяющей усилия специалистов в различных научных областях, становится проблема экологического кризиса. Экологический кризис – термин для обозначения тяжелого переходного состояния экосистемы и биосферы в целом. Такой кризис может быть естественного и антропогенного характера, в прошлом чаще носил локальных характер, сегодня обретает глобальный масштаб.
Постепенно в области экологических проблем возникает и новая мифология и идеология. Спектр данных построений весьма велик, но, по большей части, он носит антиглобалистский характер, где пересекаются пути экологов, политиков, художников, маргиналов различного порядка и т. д. В этом ряду экологические движения представляют особую, хотя и весьма разномастную группу. Это движение, прежде всего, связывает свою деятельность с борьбой против техногенного и человеческого фактора, негативно влияющих на окружающую среду, вызывая так называемую ситуацию экологического кризиса, процесса, который угрожает самому существованию жизни на планете.
При формировании новой культурной практики во второй половине ХХ века в ходе глобальных культурных изменений появилась возможность рассмотреть по-новому типы взаимодействия человечества как целостного организма с природной средой. Постепенно в современных высокоразвитых культурах сформировалось представление об «экологической культуре».
Основными принципами понятия «экологическая культура» можно считать:
а) благоговение перед природой;
б) защита природы и человека от него самого;
в) преодоление агрессивно-потребительского отношения общества к природе.
Экологические проблемы, возникшие в западных цивилизациях, связаны с нарушением баланса воспроизводства природных экосистем, разрушением жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательством в естественный отбор, поддерживающий «биологическое качество» человеческих популяций. Разрушительное вмешательство в природную среду имело место и в далеком прошлом (верхнепалеолитический продовольственный кризис в связи с массовым истреблением мамонтов и др. крупных животных; гибель лесов в Греции, молодая поросль которых поедалась многочисленными козами; опесчанивание Сахары, ряда районов Евразийской степи как результат кочевого скотоводства номадов; изменение ландшафтов Европы и Китая в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды и пр.). Следовательно, проблема изменения природной среды под влиянием деятельности человека возникла отнюдь не в последнее столетие. Поэтому проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов по существу один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле. Но именно современность сформировала проблемное поле, для которого на научной основе создаются проекты, призванные решать конфликтные ситуации в области природоиспользования.
Одна из сторон экологической проблемы касается непосредственно природы самого человека и сводится к установлению меры допустимости искусственного (культурного) вмешательства в его биологическую природу: лишения жизни (эвтаназия) или каких-либо частных природных свойств (генная инженерия, замена больных естественных органов искусственными, смертная казнь, трансплантация органов, клонирование и пр.).
Интенсивное освоение людьми окружающего пространства привело к утрате одной их базовых дихотомий новоевропейского сознания – дихотомии природы и культуры. Природа все более превращается в один из элементов культуры, для поддержания ее существования необходимы непрерывные усилия со стороны последней. Включение «природы» как одного из благ в процесс социального, в том числе и экономического, обмена размывает «естественную» границу человека как субъекта. С другой стороны, возникает угроза исчезновения воспринимающихся как базовые, «органические», ценностей цивилизации. Реакцией на это стали попытки создания «экологии культуры». Такая инверсия категорий ведет к замене оппозиции «природа/культура» более гибкой оппозицией «система/среда». Человек в рамках данного подхода мыслится уже не через принадлежность к одному из полюсов этой оппозиции, а как одна из переменных экосистем. Желательное состояние социума здесь не рост, а устойчивое равновесие, симбиоз ряда систем, ни одна из которых не является привилегированной.