забыли рассказать о важной жалобе, хмурый врач назначил кучу лекарств.
После консультации, на которой с первых минут все пошло не так, многим непросто снова доверить здоровье конкретному специалисту и врачам в целом. Компетентный и внимательный доктор — это больше, чем полдела, но пациент тоже в ответе за эффективное лечение.
Наш директор «Института эндокринологии, сахарного диабета и нарушений метаболизма», Ольга Карпинчик рассказывает, как вести себя на приеме, что спрашивать у врача и как понять, что пора обратиться за вторым мнением.
Подготовьтесь к приему.
Качественно собрать анамнез (историю болезни) — задача доктора, но в интересах пациента облегчить ему эту задачу. Домашнее задание, которое сотрудники нашей клиники дают пациентам перед приемом у специалистов нашего Института — четко определить причину обращения к врачу и описать все возникшие жалобы. Есть масса врачей, которые советуют своим пациентам быть краткими и отмечать только ключевые симптомы, но для специалистов нашей клиники важна любая информация.
Дорогие наши пациенты! Постарайтесь проследить, что именно, как и в каких случаях Вас что-либо беспокоит или даже болит (для этого можно вести дневник). Вспомните историю возникновения симптомов и то, как состояние менялось в зависимости от разных факторов. Пожалуйста, ориентируйтесь на собственные ощущения, но при этом ничего не стоит додумывать: пусть информации будет меньше, зато она будет точной. Заранее составьте список вопросов врачу — это поможет не растеряться. В помощь вам основные вопросы, которые стоит задать до, во время и после приема. Если у вас есть результаты предыдущих исследований, возьмите их с собой.
Узнайте о порядке приема.
Чтобы не случилось так, что вы не успели задать важные вопросы, а врач показался вам невнимательным, нужно заранее выяснить, сколько времени отведено пациенту. В государственных клиниках прием может длиться всего 10–15 минут, в частных — в среднем около 30 минут. Сколько времени понадобится именно вам, зависит от вашей ситуации. В нашей клинике иногда бывает и полтора-два часа, когда случай сложный. Соответственно, если приходится подождать приема, хоть вы и пришли вовремя, в хорошей клинике это значит, что перед вами такой же пациент, которому нужно получить ответы на все вопросы. Значит, и вас не будут торопить покинуть кабинет.
Не стесняйтесь задавать вопросы и описывать свои ощущения.
Ответственность за собственное здоровье лежит в первую очередь на нас самих, потому важно принимать активное участие в лечении. Смело задавайте вопросы и всегда уточняйте, если что-то непонятно. Нужно узнать у врача о разных вариантах лечения и его этапах, а затем с помощью доктора выбрать оптимальный. Компетентный врач знает, что отвечать на вопросы и объяснять — часть его работы. Для такого врача важно в том числе понять отношение пациента к состоянию своего здоровья, потому не стесняйтесь делиться субъективными ощущениями. Не бойтесь показаться глупыми. Даже если ваш комментарий несущественен и скорее выражает опасение, чем жалобу (например: «Я боюсь потерять сознание»), выскажитесь — эта информация поможет врачу «правильно» вас успокоить.
Ничего не скрывайте.
Мы приходим к врачам, рассчитывая на помощь, но сами усложняем им задачу, утаивая некоторые факты из жизни. Курение, употребление алкоголя или наркотиков, а также медикаментов, побочные эффекты от них, различные заболевания, стрессовые факторы, эмоциональные состояния — все это пациенты часто скрывают или просто забывают рассказать врачу. Это может свести к нулю все попытки вас вылечить. Скрытных пациентов можно понять: хотя бы однажды столкнувшись с резким осуждением, особенно со стороны врача, человек вряд ли захочет делиться с ним неоднозначными фактами из жизни. Но важно найти специалиста, который будет вам не судьей, а союзником. Хороший врач найдет способ помочь при любых обстоятельствах.
Повремените с критикой.
Нередко пациенты сталкиваются с халатным отношением врачей, неправильными диагнозами и лечением. После таких прецедентов нелегко решиться снова обратиться к врачу. Тем не менее, если уж пришли на прием, не стоит начинать разговор с недоверия. Найти правильный формат общения — это не только задача врача. Для начала не стоит подвергать сомнению все, что он назначает. Уважаемые наши пациенты! Не занимайтесь самолечением! Не корректируйте назначения врача на свое усмотрение: например, назначенные препараты могут работать в комплексе, а при отдельном приеме оказаться бесполезными и даже причинить вред. Критиковать врача, опираясь на информацию в Сети, тоже не вариант, но всегда можно преподнести сомнения в форме вопроса. Если же вам кажется, что врач все время спешит, отмахивается от вас и грубит, не терпите это и ищите другого специалиста.
Обратите внимание на компетентность врача.
Это не вопрос интуиции — здесь есть объективные критерии. Важно, чтобы назначения врача совпадали с международными рекомендациями в соответствующей области и основывались на принципах доказательной медицины. В ней используются исключительно методы лечения и препараты, прошедшие клинические испытания, то есть те, чья эффективность научно доказана.
Важно знать и то, каким должен быть правильный прием. Это не просто беседа. И я позволю себе напомнить: Консультация обязательно должна включать осмотр, а результатом консультации должен быть диагноз (хотя бы предварительный) и рекомендации: назначения исследований и консультаций — для уточнения диагноза; назначение лечения, если диагноз установлен; рекомендации по образу жизни, профилактическим обследованиям — если заболеваний нет. Бывает, что по результатам исследований в повторном приеме нет необходимости. Тогда рекомендации сообщаются пациенту по телефону или по электронной почте. Это совершенно нормально и не повод думать, что в клинике вам не уделяют внимание.
Мнение другого специалиста может быть ценно.
Не стоит ставить под сомнение диагноз врача, если он признан в современной медицине. Но если у вас диагностируют несуществующие заболевания и назначают сомнительные препараты, стоит задать уточняющие вопросы и выяснить, что врач имеет в виду.
Консультация другого врача также поможет распознать гипердиагностику и гиперлечение. Самому это сделать крайне трудно: когда назначают несколько препаратов, пациентам часто кажется, что их залечивают, хотя на деле назначен необходимый минимум. Мнение специалиста того же профиля в другой клинике поможет развеять или подтвердить сомнения, но я не советую впадать в другую крайность и консультироваться у множества специалистов. Наверняка так вы получите разные мнения и, возможно, даже разные диагнозы, что усугубит растерянность.
Главное: если по каким-то причинам вы не нашли общий язык с врачом, не нужно терять доверие ко всем специалистам. Найти компетентного и внимательного, к сожалению, не так просто, но это возможно.
Второе мнение (Second Opinion) — практика получения дополнительной консультации медицинского специалиста по результатам проведенных медицинских исследований с целью уточнения диагноза и плана лечения. Как правило, такая консультация представляет собой экспертную оценку состояния пациента, и осуществляется высококвалифицированным врачом определенной специализации. Это позволяет достичь более точной интерпретации медицинских данных и, соответственно, повысить качество диагностики и лечения.
Второе мнение может быть получено как во время очной консультации (например, консилиум с участием нескольких специалистов), так и в результате удаленной консультации посредством телекоммуникационных ресурсов. В последнем случае второе мнение является частью телемедицины.
Чаще всего за вторым мнением обращаются по следующим причинам:
- сомнения пациента в правильности поставленного диагноза;
- решение вопроса о хирургическом вмешательстве;
- уточнение стадии и формы онкологического заболевания;
- планирование терапии дорогостоящими лекарственными препаратами;
У Вас возникли сомнения относительно лечения, рекомендованного Вашим врачом, или Вы хотите узнать, действительно ли тот или иной медикамент, или хирургическое вмешательство необходимы и целесообразны? В этом случае второе мнение может помочь Вам обрести чувство уверенности и безопасности. После объективной оценки первоначального диагноза другим специалистом Вы можете быть уверены, что получаете оптимально подходящее Вам лечение.
Специалисты «Института эндокринологии, сахарного диабета и нарушений метаболизма проф. Шмуэля Левита» будут рады лично проконсультировать Вас по вопросам, касающимся получения второго мнения, помочь Вам в выборе подходящего специалиста и сопровождать Вас на пути установления Вам диагноза на базе последних достижений современной медицины.
С уважением, Ольга Карпинчик