Религиозное движение, зародившееся в середине 16-го века, по сей день имеет сотни тысяч сторонников по всему миру. Многовековая история меннонитов полна гонений и вынужденных миграций.
Радикальные протестанты
Реформация, начавшаяся в первой половине 16-го века, навсегда изменила конфессиональную карту Европы. Идея Мартина Лютера о том, что католическая церковь не может быть истинным посредником между верующим и Богом, породила россыпь религиозных течений.
Одним из таких течений, ярко выделявшихся на фоне других, стали анабаптисты. Движение, зародившееся в Швейцарии в 1525 году, практически сразу столкнулось с критикой Ульриха Цвингли. Дело в том, что его бывшие соратники выдвинули очень радикальную идею о том, что человек может принять крещение лишь в сознательном возрасте. Анабаптисты выступали и против какой-либо жёсткой иерархии, понимая христианскую общину как братство равных.
Эти идеи оказались опасными, поскольку могли подорвать не только католическую, но и протестантскую церковную структуру, не говоря о государстве. Подвергаемые гонениям, «перекрещенцы» радикализировались — в 1534 году фанатики во главе с Яном Матисом и Иоанном Лейденским захватили власть в Мюнстере, объявив его «Новым Иерусалимом». Анабаптисты попытались организовать в городе коммуну, их действия сопровождались жестокими гонениями по отношению к тем, кто не согласился принять новые порядки.
«Миротворец» Менно Симонс
Одним из самых влиятельных богословов анабаптистского движения стал фрисландец Менно Симонс, отошедший от христианства практически сразу после разгрома Мюнстерской коммуны. В течение почти 18 лет он был вынужден скитаться по городам Нидерландов и Германии.
Одним из главных акцентов учения Менно (по его имени его сторонников стали называть меннонитами) был пацифизм.
Не все последователи Менно были согласны с его воззрениями. Это в конечном итоге привело к расколу движения на «радикалов» и «либералов».
Именно благодаря авторитету и действиям Менно анабаптисты смогли не только выжить в условиях непрекращающихся гонений, но и закрепиться в Нидерландах и Северной Германии. Уже в 1570-е годы преследования меннонитов в Соединённых Провинциях прекратились, так как они оказали помощь (хоть и не военную) правительству Вильгельма Оранского.
Меннонитское «хождение по мукам»
Не всем меннонитам везло так, как тем, что жили в Нидерландах и Пруссии. До истинного религиозного мира в Европе в середине 16-го века было ещё далеко. Многие последователи Симонса были вынуждены постоянно искать относительно безопасное убежище. Отдельные общины появлялись в Англии и Франции, а в 17-м веке началось их проникновение в Новый Свет.
«Перекрещенцы» мигрировали не только за океан, но и на восток. В конце 18-го века большая колония меннонитов появилась в Российской империи. В основном они прибывали из Пруссии, где правительство издало ограничительный акт, согласно которому аннулировалось действовавшее два века освобождение от военной службы, а также запрещалось приобретать недвижимое имущество.
Изначально меннониты расселились в Запорожье, а в середине 19-го века новый поток «перекрещенцев» из Пруссии отправился в Поволжье. Они занимались земледелием и основывали промышленные предприятия: например, современный Запорожский автомобилестроительный завод вышел из предприятия меннонита Питера Леппа.
С началом «великих реформ» Александра II положение религиозной группы в России оказалось под угрозой: правительство отменило льготы о прохождении военной службы, после чего около 1800 семейств эмигрировали в США.
В советское время общины меннонитов пострадали как от Гражданской войны, так и от коллективизации и борьбы с религией. Множество последователей Симонса покинули страну, в качестве пункта назначения они выбирали Северную Америку. Оставшимся была уготована не самая лучшая доля: либо принудительное выселение на восток страны (в составе групп поволжских немцев), либо оккупация.
Перипетии мировой истории разбросали последователей Менно Симонса по разным частям света. Согласно данным, обнародованным в 2012 году, львиная доля меннонитов проживает в США (около полумиллиона человек).
Современные меннониты свято чтут установки, определённые в 16-м веке — их общины практически не взаимодействую с внешним миром и предпочитают не пользоваться благами цивилизации, как и их «дальние родственники» амиши. Те же, кто чувствует в себе необходимость служить во благо общества, организует благотворительные фонды.