В жизни у каждого человека случаются знаменательные встречи.
Почти двенадцать лет назад, осенью 2010-го, я встретился с одним из замечательных старожилов Орехово-Зуева, ветераном народного образования Валентиной Арсентьевной Егоровой. В местных образовательных учреждениях она десятки лет преподавала английский язык и историю. И ещё успешно занималась организацией туристических походов и путешествий по стране для своих подопечных.
В душевной беседе Валентина Арсентьевна поведала, что знаменитый советский кинооператор Константин Ильич Рыжов – это наш земляк! Этой новости я был приятно удивлён. Ведь многие из фильмов, к которым приложил руки Рыжов, я давно знал и любил.
Потом я узнал, что за многолетний творческий труд в кинематографе наш земляк удостоен престижной Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, премии Министерства внутренних дел СССР, Государственной премии ГДР, да и многих других творческих наград и призов.
Земляк-самородок родился 27 апреля 1926 года в Орехово-Зуеве. Проживал с родными в рабочем посёлке в местечке – между рекой Клязьма и железной дорогой – с названием Крутое. Изначально его родной посёлок представлял собой две улицы. А называлось это место «Красный посёлок». После резонансного убийства видного государственного деятеля СССР Сергея Кирова в 1934 году посёлок переименовали в Кировский, а центральную улицу посёлка также назвали в честь Кирова.
Недалеко от дома Рыжовых находилось одно из старейших образовательных учреждений города – средняя школа № 1. Первая её половина построена в конце девятнадцатого века, а вторая – накануне Первой мировой. Константин Рыжов окончил эту школу в 1943-м. К слову, её выпускником, только позже, в 1954-м, стал и известный кинорежиссёр, народный артист России Леонид Марягин. Интересно, пересекались ли мои земляки в жизни?
Но мне стало известно другое. В жизни кинооператора случилась одна долгожданная встреча с любимым им с детства легендарным кинорежиссёром. Представляете, почти через сорок лет!
Конечно, десятилетний школьник Костя Рыжов, и не мечтал об этом, когда, затаив дыхание, смотрел с ровесниками в орехово-зуевском Доме культуры «Текстильщик» (в который раз!) популярные среди ребятни «Остров сокровищ» и «Детей капитана Гранта». Снял их кинорежиссёр Владимир Вайншток (1908-1978 гг.). А в 1973-м оператор Рыжов создал вместе с ним полнометражный цветной приключенческий вестерн «Всадник без головы» в главной роли с Олегом Видовым и Людмилой Савельевой, а через четыре года - другую приключенческую картину «Вооружён и очень опасен» с Донатасом Банионисом и Людмилой Сенчиной в главной роли. Об этом, конечно, юному Рыжову даже во сне не снилось.
У Константина Рыжова была младшая сестра Галина. С детства её тянуло, как и брата, к гуманитарной сфере. В старших классах увлеклась изучением иностранных языков. После окончания первой школы она успешно окончила педвуз. Работала в школе, а потом стала преподавать немецкий язык в родном институте. Галину Ильиничну знали и уважали несколько поколений студентов Орехово-Зуевского педагогического института (ныне это Государственный гуманитарно-технологический университет). С Г.И. Рыжовой долгие годы дружили и мои соседи по дому, прекрасные люди, замечательные преподаватели Цветковы – Людмила Васильевна и её сын Вадим Евгеньевич. Долгие годы Галина Ильинична жила в подмосковном городе Апрелевка вплоть до своей кончины в 2019 году. Через соседей она также мне передала ценную информацию о своём любимом родном брате.
В начале 50-х Рыжову удалось поступить во ВГИК. Его наставником стал Александр Андреевич Левицкий (1885-1965 гг.), один из основоположников отечественной школы операторского искусства, который пришёл сначала в «немое кино» как мастер художественной фотографии. В дореволюционные годы Левицкий снял около ста игровых, документальных, хроникальных и научно-популярных фильмов, а в годы Великой Отечественной работал на киностудии «Воентехфильм».
С 1956 года тридцатилетний Константин Рыжов начал работать оператором-постановщиком на киностудии «Ленфильм». Его дебютом стала комедийная мелодрама «Она вас любит» с Георгием Вициным в главной роли. С этим выдающимся актёром наш земляк и впоследствии не раз встречался на съёмочной площадке, к примеру, в замечательных философских фильмах-сказках режиссёра Надежды Кошеверовой: «Старая-старая сказка» и «Тень». «Старая-старая сказка» была (да и остаётся) одной из моих любимых кинокартин с детства. Знаменательно, что основной состав актёров в названных сказочных трагикомедиях сохранился: Олег Даль, Марина Неелова, Георгий Вицин, Владимир Этуш, Вера Титова... Для Нееловой это был блистательный кинодебют! А с талантливым Олегом Далем оператор Рыжов и позже с удовольствием работал ещё в нескольких кинокартинах.
Константин Рыжов особо не афишировал (по информации его вдовы и друзей), что помимо операторского образования освоил ещё и режиссёрское мастерство. Ведь ему посчастливилось учиться в мастерской (во ВГИКе) у самого легендарного Григория Михайловича Козинцева!
В течение всей своей деятельности Рыжов тесно сотрудничал с такими известными режиссёрами, как Евгений Татарский, Владимир Мотыль, Надежда Кошеверова, Виталий Мельников, Владимир Вайншток, Николай Розанцев, Искандер Хамраев…
Первым фильмом с Евгением Татарским стал детектив «Золотая мина» в 1977-м с Олегом Далем, Михаилом Глузским и Евгением Киндиновым в главных ролях. Последней их совместной работой с Татарским стал в 1991-м мистический триллер о русских вампирах «Пьющие кровь». Фильм снят по повести Алексея Толстого «Упырь». В главных ролях снимались вдова Владимира Высоцкого Марина Влади, Донатас Банионис, Андрей Соколов и Марина Майко (супруга артиста Дмитрия Харатьяна).
Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза кинематографистов СССР (Ленинградское отделение) Константин Рыжов создал более сорока кино- и телефильмов. Среди них: «На острове Дальнем», «Поезд милосердия», «Третья молодость» (с Мишелем Кельбером), «Женя, Женечка и «катюша» (по сценарию Булата Окуджавы), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (с Вернером Бергманом), «Всадник без головы», «Две строчки мелким шрифтом», «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем, «Вооружён и очень опасен» с Донатасом Банионисом, Львом Дуровым, Леонидом Броневым и другими звёздами советского кино.
В год развала СССР, в 1991-м, оператор Рыжов завершил свою тридцатипятилетнюю карьеру в кинематографе. Последними его работами стали фильмы – «Страсти по Владимиру» по пьесе Марка Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» (комедия; режиссёр-постановщик М. Розовский») и фильм, о котором я уже упоминал выше, «Пьющие кровь».
Весной 2006 г. Союз кинематографистов СССР торжественно отметил восьмидесятилетие знаменитого мастера, а через два года старейшина отечественного кинематографа принял участие в телепрограммах «Фильм о фильме» (документальный) и «Старая, старая сказка. Кинолегенды».
27 апреля 2016 г. в объявленный Президентом РФ В.В. Путиным Год кино исполнилось 90-летие со дня рождения Константина Ильича и 60-летие начала его творческой деятельности. Коллектив Орехово-Зуевской школы № 1, выпускником которой он был в годы войны, и краеведы известного местного объединения «Радуница» тепло поздравили своего земляка, отметив все его заслуги в кинематографе.
Много десятилетий Константин Ильич проживал в городе на Неве, скончался там же в октябре 2018 г. на 93-м году жизни. Всю жизнь он был верен отечественному кинематографу и супруге Людмиле Михайловне, работавшей на киностудии художником-гримёром. Вместе они прожили в согласии без малого шестьдесят лет. Супруга на протяжении всей долгой их жизни делала так, чтобы Константину Ильичу было комфортно работать, творить. В их творческой жизни случались и чудеса, счастливые совпадения.
Однажды осенью, - вспоминала вдова оператора, - в период работы над «Старой, старой сказкой» Константин Ильич вышел в парк, находившийся по соседству с нашим домом на Юго-Западе Ленинграда. И вдруг пошёл снег. У него в голове мгновенно родилась картинка, которой не хватало для финального аккорда фильма. Он тут же позвонил режиссёру фильма Надежде Кошеверовой, находившейся в это время на «Ленфильме» (практически на другом конце города) и попросил: «Срочно приезжайте!». Режиссёр, зная Рыжова, поняла, что просто так он бы её не беспокоил. Через час съёмочная группа прибыла на место и ценные кадры отсняли с одного дубля. Как только съёмка завершилась, снег исчез…
В конце работы над этой удивительной экранизацией по мотивам сказок Андерсена, в 1969-м, у супругов Рыжовых родилась дочь, а на очередном просмотре другого фильма – внучка…
Рыжова знали и ценили не только на Родине, но и за рубежом. Константина Ильича приглашали с удовольствием и немцы и французы. Так появился фильм «Третья молодость» с французами. А с лентой «Гойя, или Тяжкий путь познания» связана одна забавная история. Однажды на «Ленфильм» приехал известный немецкий режиссёр, фронтовик, кавалер Красной Звезды Конрад Вольф (его детство и юность прошли в Москве). Он искал оператора на съёмки своего фильма «Гойя, или Тяжкий путь познания». Вдруг немец увидел кадры «Старой, старой сказки». Поинтересовался: «Кто оператор?» Ему назвали Рыжова. В ответ Вольф воскликнул: «Я наконец-то нашёл своего оператора!». После завершения съёмок и премьеры советско-германско-болгарско-югославского двухсерийного широкоформатного художественного фильма с Донатасом Банионисом в главной роли советский оператор Рыжов получил в 1971-м в ГДР из рук её руководителя Вальтера Ульбрихта престижную премию.
Наш выдающийся земляк, по рассказу его коллег, неизменно снимал фильмы с пристрастием, создавая уникальные образы. При этом стремился подчеркнуть уникальную неповторимую личность каждого актёра, играющего в фильме.
Актёрам с Константином Рыжовым всегда работалось легко, в любую погоду, при любых обстоятельствах. Оператор мирового уровня, он умел создавать творческую и непринуждённую атмосферу на киноплощадке. Найдите, пожалуйста, время, пересмотрите картины Рыжова, не пожалеете…
#КонстантинРыжов #кинооператор #Стараястараясказка #ОреховоЗуево #
Женяженечкакатюша #ОлегДаль #МаринаНеелова