1. ВДОХНОВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА
Создайте условия, чтобы у ребенка появилось вдохновение заняться чем-то еще. Достаньте игрушки, в которые он давно не играл, предложите ему материалы для творчества или придумайте поручение.
2. ПРОЯВИТЕ ИНТЕРЕС
Активно поддерживайте занятия ребенка, не связанные с гаджетом. Расспросите ребенка и сами расскажите, что вам нравится в его игре и творчестве. При этом не упоминайте электронные игры.
3. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА
Когда ребенок занят не гаджетом, используйте описательную похвалу. Опишите, что он делает: «Да у тебя тут настоящая художественная студия!», «Я вижу целую армию солдатиков». Опишите свои позитивные впечатления: «Когда я смотрю на этот рисунок, я так и вижу море». Опишите усилия или способности ребенка: «Ого! Непросто же было это сделать!», «Эти пятнышки у тебя получились такие яркие, как настоящие цветы на лугу».
Ребенок нарисовал рисунок и показывает маме
Вместо: «Красиво! Ого!» Ребенок быстро откладывает рисунок.
Надо: Мама: «Смотри-ка, тут и рыбка нарисована! А это напоминает мне ту ракушку, которую мы нашли в Сочи».
Ребенок: «Да! Нарисую еще, какие камешки мы нашли…»
4. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ
Сами не используйте гаджеты без острой необходимости и для отдыха, и развлечения. Также не используйте разрешение или запрет на игру в качестве средства воспитания.
Ребенок с планшетом в руках намеревается играть.
Вместо: Мама: «Брось его уже!» Или: «Хватит! Много уже играл!» Или: «Опять ты с планшетом! Тебе делать, что ли, нечего больше? Полный дом игрушек!» Ребенок: «Не хочу! Надоело! Не много! Хочу планшет!»
Надо:
Мама (переключение через тактильный контакт): «А ну, иди-ка сюда, я тебя пообнимаю! Ты мой медвежонок!» Обнимает ребенка, поднимает на руки.
Или (переключение через игру): «Эй, парень, у нас тут полицейский участок и все гаджеты запрещены! Придумайка что-то другое!»
Ребенок вдохновляется игрой: «Если это полицейский участок, то где же твой пистолет? Сейчас принесу!
5. ПРИДУМАЙТЕ ПРАВИЛА
Уменьшите количество и репертуар электронных игр на гаджете ребенка. Обдумайте и решите, на какое время и при каких условиях вы считаете электронную игру возможной. Убедитесь, что ваши правила понятны и непротиворечивы. Сообщите ребенку о своем решении. Придерживайтесь его.
6. ОБНИМИТЕ РЕБЕНКА
Когда ребенок готов взяться за гаджет, обеспечьте ему приятный физический контакт с собой. Погладьте по голове, обнимите, покачайте на коленях, побегите вдогонку за ним.
7. ОЦЕНИТЕ СИТУАЦИЮ
Часто дети привязаны к гаджетам не просто так, а потому, что это удобно их родителям. Подумайте, может быть, вы «отделываетесь» гаджетом или мультиком каждый раз, когда у вас нет сил или настроения взаимодействовать с ребенком. Если так, то помните: чтобы изменить детское поведение, сначала вы должны сами что-то поменять во взаимодействии с ним.
8. СОЗДАВАЙТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Часто гаджеты нужны детям, которым не хватает впечатлений. Пополняйте запас впечатлений ребенка – когда можете, поиграйте с ним, помогите ему развить сюжет игры, разнообразьте его досуг. Когда не можете играть, предложите ребенку предмет или материал, который вдохновит его на игру, и с помощью которого он получит сенсорные и эмоциональные впечатления. Используйте список «предметоввдохновителей»
9.ОСТАВЬТЕ ПОСЛАНИЕ.
Оставьте ребенку записку с вашим пожеланием, даже если он еще не умеет читать. Прочитайте ее ребенку. В записке вежливо и с симпатией изложите просьбу к ребенку или правило. Например: «Милые дети! Прошу вас придумать и нарисовать по 5 занятий, которые вам понравятся больше игры на планшете. Люблю вас, папа».
Список предметов-вдохновителей
кусочки тряпок разных фактур; скотч; деревянная ложка или миска; трубочки для коктейля; фольга; старая шапка (можно посадить в нее небольшую игрушку или сказать: из этого можно сделать нору… или еще что-то); пакет или сумка + задание («собери-ка то, что может понадобиться на острове); страшим дошкольникам: набор инструментов и кусок плотного картона или деревяшка; газеты и ножницы; фотоальбом с фотографиями с отдыха; игрушки, с которыми ребенок играл до года-двух; немного крупы в небьющейся миске; мелки и доска (или любая покрашенная графитовой краской твердая поверхность); таз с водой и резиновые игрушки; воздушные шарики. Этот список можно пополнять. Ваши помощники – любые безопасные для ребенка объекты, которые стимулируют работу фантазии и сенсорные впечатления, то есть тактильные, слуховые, зрительные, моторные ощущения.