Эстония уже долгое время считается одной из самых продвинутых стран, так как вовсю стала развивать «цифровое государство» ещё во времена, когда другие страны только задумывались об этом, прощупывая почву. Ещё в 2014 году появился закон о цифровом резиденстве, которое позволило иностранцам легально регистрировать бизнес и взаимодействовать с государственными органами страны из любой точки мира. В связи с этим в IT сектор страны начали стягиваться различные бизнесы, связаные с криптовалютами, майнингом, блокчейнами и проектами на блокчейне, для которых важным аспектом является цифровизация бизнеса.
Резкое увеличение такого рода проектов и определило ближайшее будущее развития IT сектора в стране. Особенности эстонского законодательства и политика регуляторов в его применении благоприятствовало интересу эстонского бизнеса к инициативам в растущему рынку блокчейн-технологий и криптовалют. Развитие бизнес-среды и технического коммьюнити коррелировало с быстрым ростом криптосферы, новых бизнесов, людей и идей.
Однако, где резкий рост вполне легальных и легитимных способов заработка, там и теневой сектор, прослойка бизнесов и личностей, которые не прочь избавиться от «лишнего» налогообложения и воспользоваться обширными возможностями для ещё зелёного, непроработанного законодательства с целью «отмывания» средств.
И вот уже в 2017 году началось постепенное ужесточение и проработка «белых пятен» в эстонском законодательстве. 27 ноября 2017, в Эстонии вступил в силу новый закон «О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма», определяющий порядок лицензирования организаций, предоставляющих услуги, «связанные с криптовалютой и виртуальными ценностями».
В предыдущем, действовавшем ещё с 2008 года, законе о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, к деятельности с криптовалютами относилось размытое понятие «услуг альтернативных средств платёжа». В новом акте 2017 года вместо него возникло два конкретных вида оказываемых услуг — услуг кошелька виртуальных валют и услуг обмена виртуальных валют на фиатные деньги. Требованиям для ведения обоих видов деятельности была посвящена массивная глава 8 «Лицензии». Это внесло необходимую ясность и позволило всем заинтересованным лицам легально заниматься торговлей, обменом, инвестированием в криптовалюту на законных основаниях при наличии лицензии регулятора.
В данный момент времени это выглядит избито и банально, многие страны поддержали инициативу и внесли необходимые поправки в своё законодательство, однако, на момент 2017 года Эстония стала одной из первых стран, внёсших такие нововведения. Это позволило стране и дальше развиваться в направлении блокчейн технологий, по факту законодательно определив своё отношение к данному сектору.
В 2019 году Эстония заняла первое место в рейтинге Doing Crypto Index, не в последнюю очередь благодаря устаканившемуся регулированию виртуальных средств.
С другой стороны, даже не смотря на ужесточение, масштабы отмывания денег и появление больших количеств «подозрительных евро» всё больше начинали давить на Евросоюз в целом и Эстонию в частности. В конце 2019 года виртуальные средства и компании, распоряжающиеся ими были приравнены к официальным финансовым институтам, что означало усиленное регулирование и надзор за операциями с криптовалютами. По факту, Эстония приравняла криптовалюты к фиатным средствам, с соответствующим ужесточением контроля.
Одновременно с принятием новых правил, государство начало проверку и зачистку крипто-бизнеса, было отозвано более 500 лицензий криптокомпаний, которые нарушали условия лицензирования, по предварительным расчётам это составило около трети всего криптобизнеса страны.
Но и на этом эстонские лидеры не остановились. Совсем недавно, 23.02.2022 Эстония приняла обновлённую версию того самого закона по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма.
Согласно новым поправкам, в закон добавили 4 новые услуги:
- «кошелёк»
- обмен
- перевод
- выпуск виртуальных валют (а также организация предложения, продажа и сопутствующие услуги)
Также были увеличены требования к уставному капиталу, который ранее составлял 12000 евро, теперь же новый уставной капитал составляет 100 000 евро для организаций, предоставляющих услуги «кошелька», обмена и выпуска валют и 250 000 евро для организаций, занимающихся переводами.
Госпошлина была увеличена с 3300 евро до 10 000.
Были введены обязательные требования по ежегодному аудиту, а также внутреннему аудиту.
К членам правления фирм и AML специалистам также были усилены требования, в том числе появилось требование о наличии зарегистрированного в Эстонии офиса.
Новый Закон вступил в силу 15.03.2022. Новые требования должны быть применены участниками рынка к 15.06.2022
Таким образом, постепенно «затянув гайки», Эстония в данный момент теряет свою привлекательность в качестве «Крипто Мекки» для среднего и малого бизнеса.
Вывод.
Как можно заметить на примере одной из самых передовых в криптобизнесе стран, регулировка и надзор за этой сферой будет только ужесточаться в целях борьбы с отмыванием средств. Уже сейчас примеру Эстонии следуют Гонконг, Швейцария и некоторые другие страны, иногда даже затмевая жесткостью своих ограничений. На общем фоне запретов и надзора, Эстония всё ещё показывает себя относительно адекватно, хотя завести бизнес в этой стране будет не всем по карману.
Источники: habr.com, ru.wikipedia.org, en.wikipedia.org, internationalwealth.info, cointribune.com, larssen.ee