Как только не называли Жана Батиста Карпо! Скульптор улыбки, художник движения, скульптор Второй империи… Его биография представляет собой наглядный пример успешной карьеры гения из простой рабочей семьи. Родился он 14 мая 1827 года в Валансьене (Франция) в семье бедного каменщика и кружевницы. Отец отдал его в обучение к штукатуру. Однако мальчик с раннего детства увлекался рисованием и хотел стать художником как его земляк Антуан Ватто, чьи работы он видел в музее изящных искусств Валансьена. Поэтому, несмотря на негативное отношение к этому занятию со стороны отца, поступил в École Gratuite de Dessin (Бесплатную школу для рисования), когда в 1838 году, вероятно, из-за отсутствия работы, его семья переехала в Париж.
Судя по рисункам Карпо, его интересовала не только учёба, но и жизнь вокруг: барышни в кринолинах, сцены в трактирах и, конечно, театр… В его «Уличной сцене» мне нравится рисунок, но сине-зелёные краски… Впрочем, вскоре судьба юноши круто переменилась: в 1842 году двоюродный брат Виктор Лиетт привёл его в Школу декоративных искусств, где он занялся изучением искусства скульптуры. (Следует заметить, что вместе с ним в этой школе также учился будущий знаменитый архитектор Шарль Гарнье), Под руководством своего учителя Франсуа Рюда Карпо копировал работы известных скульпторов и с восторгом слушал рассказы о событиях Великой Французской революции, а также, о Наполеоне, который был кумиром Рюда. Тем не менее, он был слишком талантлив, чтобы посвятить свою жизнь только производству копий. В конце концов, учитель сказал ему: «Малыш, ты мне очень нравишься, но если ты хочешь получить Римскую премию, ты должен уйти от меня».
Романтик Рюд имел в виду стипендию, дающую право на обучение в Италии, которую получали только самые талантливые ученики Школы изящных искусств. В 1844 году Карпо поступил туда, одновременно продолжая учиться у Рюда, который оказал влияние не только на профессиональное, но и на духовное становление своего ученика. Когда в 1848 году во Франции началась новая революция, двадцатилетний Карпо создаёт довольно интересный барельеф «Священный завет народов», вероятно, вдохновляясь романтическими рельефами Рюда на Триумфальной арке. В центре Свобода осыпает цветами героев различных эпох, в том числе, Наполеона. Опрокинутая же навзничь фигура у её ног знаменует собой Июльскую монархию, свергнутую в ходе революции. Только в 1850 году Карпо перешёл в студию скульптора Франциска Дюре.
В 1852 году во Франции произошло ещё одно событие, сыгравшее позже большую роль в карьере Жана Батиста Карпо. Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I и президент Французской республики, провозгласил себя императором под именем Наполеона III. Скульптор был его пламенным поклонником, хотя и не был представлен императору. Во время официальной поездки Наполеона III по северу Франции Карпо следовал за своим кумиром из города в город, в результате чего на свет появился гипсовый барельеф "Император III, принимающий Абд эль Кадера во дворце Сен-Клу". Мы видим, что эмир Алжира, возглавивший освободительную борьбу против французов и попавший к ним в плен, целует руку императора, который выпустил полководца из тюрьмы. Несмотря на улучшенную технику, узнаваемость лиц Наполеона III и членов его свиты, на первой выставке Карпо в парижском Салоне в 1853 году эта работа прошла почти незамеченной.
Несколько раз Карпо выдвигал свои работы на соискание Римской премии. Наиболее удачной из них, на мой взгляд, является «Филоктет на острове Лемнос». Её классический сюжет и манера исполнения свидетельствуют уже о влиянии Фрациска Дюре, второго из наиболее значительных наставников Карпо. Согласно древнегреческому эпосу, герой Филоктет во время похода на Трою был укушен водяным змеем и высажен на острове Лемнос из-за того, его рана источала отвратительный запах. Скульптору прекрасно удалось передать искажённое мучениями лицо Филоктета и его мускулистое поджарое тело, замершее в изящной позе. Увы, эта работа получила лишь второе место.
Успех настиг его только два года спустя, когда он создал скульптурную группу «Гектор и его сын Астианакс». Здесь наряду с подражанием античным мастерам уже прослеживается тяга скульптора к реализму и даже натурализму. Придав величавую позу герою «Илиады», который перед смертельным поединком просит у богов защиты для своего маленького сына, Карпо в то же время наградил Гектора жилистыми руками и тонкими ногами натурщика. Тем не менее, скульптор, наконец, получил за эту группу Римскую премию. Необходимость продать барельеф с Наполеоном, а также травма глаза и болезнь почти на год задержали Карпо во Франции. Только в январе 1856 года он приступил к пятилетнему обучению во Французской академии в Риме на вилле Медичи. В свой первый день в Риме при виде полотен Рафаэля Карпо заявил: «Я страстно люблю это искусство (живописи), оно открывает мне больше, чем моя дорогая скульптура». В промежутках между учёбой скульптор зарисовывал своё окружение, а также римские пейзажи.
На рисунке «Тибр в Риме» сложенные из жёлтого песчаника здания теснятся вдоль огибающей их реки. Чтобы достигнуть объемности и глубины, Карпо использует переход от тёмных тонов на переднем плане к более светлым на заднем. В то же время, невзирая на всю свою любовь к живописи, он, гуляя с приятелем по римским улицам, признал: «Скульптура – это жизнь; жизнь есть движение, и именно здесь вы научитесь его передавать… Именно на улицах мы должны изучать наше искусство, а не в Ватикане». Что же касается итальянского искусства, то, конечно, более всего ему импонировали работы Микеланджело. Вероятно, под их впечатлением у Карпо созрел замысел воплотить в скульптуре историю графа Уголино, описанную Данте. В одном из своих кругов ада поэт поместил пизанского тирана, который при жизни был брошен в башню смерти и умер там вместе с детьми и внуками от голода. Как свидетельствуют предварительные эскизы, работу над скульптурной группой Карпо начал уже в 1857 году.
Однако согласно учебной программе, после первого года обучения каждый студент должен был сделать копию с произведения уже признанного мастера. Не мудрствуя лукаво, Карпо решил создать гипсовую вариацию «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» авторства Франсуа Рюда (1833). В отличие от работы учителя, «Неаполитанский мальчик-рыбак с ракушкой» его ученика. отличается динамикой, живописной лепкой форм и чувственной грацией, идущей от пластики XVIII века. Плюс ещё какой-то мальчишеский задор, благодаря которому эта статуя вряд ли когда устареет. Оригинал из гипса Карпо отправил в 1858 году в Школу изящный искусств, а мраморную копию выставил в 1863 году в Салоне, где её купила императрица Евгения, супруга Наполеона III. Вообще, «Мальчик-рыбак» станет настолько популярен во Франции, что скульптору придётся сделать ещё несколько копий из мрамора и бронзы. Это была его первая большая удача.
В 1859 году Карпо приезжает во Францию, чтобы поучаствовать в выставке в своём родном Валансьене, где выставил скульптуру «Смеющаяся девочка», моделью для которой послужила тринадцатилетняя Анна Фукар, дочь адвоката. Нельзя сказать, чтобы Анна блистала красотой: с острым носиком, щуплая, в общем, ничего особенного. Однако скульптора поразила её улыбка. Сколько же в ней было одновременно лукавства, жизнерадостности и какой-то ещё детской наивности! В 1860 году бюст Анны был отлит из бронзы. Однако Карпо ещё не знал, что эта девочка станет для него золотой жилой. Во многом благодаря ей он получит прозвище: «Скульптор улыбки».
Впрочем, красавец хватало и в Италии. Практически все художники и скульпторы, побывавшие в Риме, считали своим долгом увековечить смазливых местных крестьянок. Не стал исключением и Карпо. В 1861 году он выслал на родину «Паломбеллу», портрет из терракоты простой итальянской девушки. Скрупулёзно отобразив её внешность, скульптор однако не обнаруживает интереса к индивидуальности молодой крестьянки. Гораздо больше его интересует национальный костюм Паломбеллы. Полотняный головной убор кажется слишком тяжёлым для её хорошенькой головки, но лёгкая небрежность кружев, складок и украшений на блузке приводит в восторг.
В 1860 году он, наконец, заканчивает основную работу над скульптурной группой «Уголино и его дети». Она сразу произвела сенсацию в Риме. Голова тирана подпёрта руками, его лицо искажено муками боли. Дети умоляют его о спасении, а Уголино от бессилия готов кусать себе пальцы. Драматизм и динамизм группы усиливается благодаря пластически выразительной лепке фигур. В этом произведении чувствуется не только влияние работ Микеланджело, но и античной группы «Лаокоон». Выставленная в Салоне в 1863 году, группа Карпо сразу же вызвала ожесточенную критику официальных кругов, так как по смелости и силе драматического исполнения резко контрастировала с господствующим неоклассическим стилем Французской академии. Однако зрителям она очень понравилась. Поэтому Карпо не реагировал на критику, написав другу: «Я хотел передать самые жестокие страсти и объединить их с самой мягкой нежностью». После длительных проволочек и борьбы с официальными властями французское министерство изящных искусств заказало бронзовую отливку группы Виктору Тибо и поместило её в сады Тюильри. Карпо также выполнил работу из мрамора и представил ее на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где она получила первый приз за скульптуру.
Несмотря на все красоты Италии, Карпо рвался на родину и добивался признания прежде всего во Франции. Он был плодовит, жаден к работе, амбициозен и к тому же обладал природной наблюдательностью и неуёмной энергией. В 1862 году скульптор окончательно возвращается в Париж, где открывает ателье и получает заказ от принцессы Матильды. После развода с русским богачом Анатолием Демидовым Матильда Бонапарт, двоюродная сестра и бывшая невеста Наполеона III, поселилась в собственном особняке в Париже, где собирался цвет искусства и литературы. На первый взгляд, «Бюст принцессы Матильды» напоминает барочные работы французских скульпторов ХVIII века. Сорокадвухлетняя принцесса изображена в парадном одеянии, однако своими грубоватыми чертами лица мало напоминает утончённых аристократок. Высокий лоб, твёрдый волевой подбородок и решительный поворот головы говорят о прямом независимом характере Матильды, которая как-то обмолвилась о своём дяде Наполеоне I: «Если бы не он, я бы продавала апельсины на улицах Аяччо».
Скульптурные портреты аристократов открыли Карпо двери в высший свет. В этом же году он был представлен, благодаря протекции друга Эжена д'Олвина де Пьена, императору Наполеону III. Однако двор не спешил с заказами. Готовясь к выставке в Салоне, скульптор решил сделать пару к своему «Неаполитанскому мальчику-рыбаку с ракушкой» и вспомнил про Анну Фукар. Правда, последней уже исполнилось шестнадцать лет. По крайней мере, искусствоведы сходятся в том, что именно её улыбку мы можем видеть на лице «Девочки с ракушкой». Здесь Карпо проявил себя даже большим реалистом, чем в «Мальчике-рыбаке». Словно, проходя по берегу реки, он решил запечатлеть резвящуюся юную купальщицу. Но сколько обаяния и экспрессии в её насмешливом жесте! Отлитая в бронзе, она позднее украсила улицу Валансьена, родного города скульптора.
Грандиозный успех произведений Карпо в Салоне 1863 года способствовал, наконец, тому, что он начал получать множество заказов, в том числе, в 1864 году императрица Евгения захотела, чтобы он украсил рельефом павильон Флоры в Лувре. В «Триумфе Флоры» Карпо снова обращается к элементам рококо: стоя на одном колене, обнажённая богиня раскинула руки, с одной стороны, поддерживая цветочную гирлянду, а с другой, как бы укрывая в её тени резвящихся амурчиков. При этом на губах Флоры мы снова видим улыбку Анны Фукар.
Заслужив доверие императорской семьи, Карпо стал учить рисованию юного принца Эжена Луи Бонапарта, единственного сына Наполеона III и Евгении. В 1865 году появилась одна из самых известных работ скульптора, размноженная в сотнях бронзовых, мраморных и фарфоровых копий всевозможной величины - «Императорский принц и его собака Неро». Восьмилетний мальчик с нежным, слегка меланхоличным лицом, очень похожий на мать, изображён без каких бы то ни было регалий, словно в предчувствии своей драматичной судьбы (он погибнет молодым, приняв участие в Англо-зулусской войне). Интересно, что скульптурный портрет принца Луи Бонапарта был выполнен как подарок императорской семье от русского посла.
Евгении так понравилась скульптура сына, что в 1866 году она заказала Карпо собственный бюст. Без преувеличений скажу, что среди всех изображений императрицы это – самое лучшее. Конечно, есть очень красивые её портреты, но ни один художник так глубоко не проникнул в суть её характера, как Карпо. Бюст Евгении менее помпезный, чем принцессы Матильды, зато в её чертах больше тонкости и изящества. В то же время, в улыбке супруги Наполеона III есть нечто фальшивое, напоминающее о том, что, волею судеб, будучи возведена на французский престол, она так и осталась в душе графиней Монтихо.
Жан-Батист Карпо приобрел славу модного парижского художника, именно на 1860-е годы приходится пик расцвета его творческой карьеры. Благодаря покровительству императора он постоянно получал щедрые правительственные заказы на украшение зданий и площадей французской столицы. Несмотря на большую занятость, мастер находил время и для написания картин — портретов, пейзажей, произведений бытового и исторического жанров. Тогда Карпо создал и собственный автопортрет, в котором использовал красный, коричневый и белый мелки. Освещённый сверху, с оттенёнными тенью чертами лица, он говорит о психологической сложности личности скульптора. Современник в 1865 году описывает его: «неотёсанную голову… каменщика, с усами городового унтер-офицера и резко блестящими глазами…сердитого рабочего»
Живопись Карпо не отличалась такой же реалистической точностью, вниманием к деталям и тщательностью отделки, как его скульптуры. Но она по-своему интересна, как и его автопортреты, по которым можно проследить всю его жизнь. В картине «Нападение Березовского на царя Александра II» он отразил один из эпизодов покушения на российского императора во время пребывания последнего в Париже в 1867 году. На переднем плане в центре мы видим Антона Березовского, деятеля польского национально-освободительного движения, который направил ружьё в сторону едущего в открытой коляске Александра II. Однако один из офицеров охраны Наполеона III успел оттолкнуть его руку, в результате чего пуля попала в лошадь.
Благодаря правительственным заказам, одним из которых была бронзовая скульптурная группа «Четыре части света, поддерживающие земной шар» для фонтана на площади Обсерватории в Люксембургском саду, Карпо смог в 1868 году переехать в пригород Парижа, в новую просторную мастерскую, где развернул бурную коммерческую деятельность. К тому времени многие его скульптурные композиции пользовались огромным спросом у публики, и мастер наладил производство их авторских копий из обожжённой глины, мрамора и гипса.
На 1868 – 1870 гг. приходится также его цикл из 8 бюстов с изображением молодой женщины, пытающейся освободиться от связывающих её тело оков, получивший название: «Зачем родиться рабом?». Карпо создал это произведение в знак солидарности с движением за полную отмену рабства во всём мире.
Карпо увлекали личности сильные и творческие, поэтому он с удовольствием брался за портреты людей искусства. Таких, как архитектор Шарль Гарнье, с которым скульптор учился в Школе декоративных искусств. В 1865 году тот закончил работы над самым известным своим творением – зданием Парижской оперы (Гранд-Опера). Увидев завершённое здание театра, императрица Евгения воскликнула: «Какая отвратительная посредственность! Нет никакого стиля — ни греческого, ни римского!» На что архитектор спокойно ответил: «Это стиль Наполеона III, мадам». Сын каменщика хорошо понимал сына кузнеца. Карпо уделяет незначительное внимание костюму модели и аксессуарам. Вместе с тем в довольно хрупкой на вид фигуре Шарля Гарнье ощущается глубокая внутренняя сила и уверенность в своей правоте.
Одна из лучших работ самого Жана Батиста - скульптурная группа «Танец», исполненная в 1869 году как раз для фасада Парижской оперы. Благодаря выразительности силуэта и чётким скульптурным формам группа удачно связалась с архитектурным окружением. Она с первого взгляда покоряет зрителя естественностью и динамичностью верно схваченных движений. В весёлом хороводе кружатся девушки, их простые милые лица далеки от классического типа красоты. А над всем возвышается Гений танца с поднятыми руками, как бы призывая к веселью и радости. Шарлю Гарнье работа однокашника понравилась, однако консервативная часть общества проклинала скульптора и требовала незамедлительно убрать эту непристойность с фасада. Завсегдатаи Оперы отказывались впредь посещать её спектакли, другие забросали «Танец» бутылками, наполненными чернилами. Война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Карпо. Позднее его заменили копией, а подлинник поместили в Лувре.
Собственная мастерская позволяла Карпо контролировать все этапы рабочего процесса и постоянно дорабатывать модели,используя наиболее удачные детали своих собственных монументальных многофигурных скульптур, которые, как он имел все основания полагать, станут популярными украшениями буржуазных салонов. Так, для одной из фигур «Танца» ему позировала французская актриса мадемуазель Мьетта. На основе первоначальной модели скульптор создал позже множество вариаций из различных материалов, превратив Мьетту из танцовщицы в последовательницу Вакха, римского бога вина.
Однако подлинным шедевром Карпо считается бюст другой танцовщицы – Эжени Фиокр, экспонировавшийся в Салоне 1870 года. Критик Кастаньяри в восхищении писал о её «парижской мордочке, такой восхитительно тонкой и дерзкой», о плечах и спине, глядя на которые, «вздрагиваешь, настолько правдиво и интимно передано тело». И, конечно же, в «Танце» Карпо не мог обойтись без Анны Фукар: её острый носик выглядывает из-под левой руки Гения. Столь частое обращение к её образу наводит на мысль, что скульптор питал нежные чувства к этой девушке и, может, даже хотел жениться на ней. Однако дочь адвоката была слишком проста для него. В общем, мадемуазель Фукар вскоре стала мадам Сото, а Жан Батист встретил новую Музу.
Карпо перевалило уже за сорок, когда он всерьёз влюбился в Амели Клотильду де Монфор, дочь влиятельного чиновника, генерал-губернатора Люксембургского дворца, которая с детства жила при дворе. Сын каменщика даже мечтать не мог жениться на аристократке. Но не главный скульптор Второй Империи, владеющий собственной большой мастерской и пользующийся покровительством императорской четы. В 1869 году Жан Батист обвенчался с двадцатидвухлетней Амели и поспешил воплотить в мраморе свою новую Музу. Хотя искусствоведы считают, что ни до, ни после бюста Эжени Фиокр он не создавал более совершенного женского образа, лично мне больше нравится «Амели де Монфор в подвенечном туалете». В этой работе чувствуется не меньше вдохновения и приподнятости, чем в портрете балерины «Гранд-Опера». «Невеста» покоряет не дерзостью и насмешливостью, а тихим очарованием и благородной сдержанностью. Благодаря же цветам и гирляндам из листьев, украшающим её причёску и платье, она сама похожа на только что распустившийся цветок.
Но буржуа желали украшать своими салоны красивыми вещицами в лёгком стиле рококо. Поэтому Карпо снова обращается к незабвенному образу Анны Фукар-Сото, запечатлённому ранее в «Девочке с ракушкой» и барельефе «Флора». В этой прелестной статуэтке есть черты и той, и другой. И, конечно, улыбка…
В 1870 году умирает после долгих страданий музыкант Шарль Карпо, старший брат и друг скульптора. Первоначальный быстрый набросок своего брата из гипса Жан Батист сделал исключительно для себя самого. На этом же терракотовом слепке, поверхность которого была реконструирована с добавлением глины, сохраняется ощущение физического прикосновения художника, особенно в текстуре жакета и волос. Грубоватая текстура бюста (кстати, Шарль был очень похож на Жана Батиста) контрастируют с тем, как нежно, словно дитя, музыкант прижимает к груди скрипку.
На «Автопортрете» 1870 года Карпо выглядит значительно постаревшим и…усталым. 18 июля 1870 года началась франко-прусская война, очень быстро основные военные силы французов были разгромлены, а Наполеон III сдался в плен к пруссакам под Седаном. С падением Второй империи Карпо лишился заказов, в то время как его мастерская требовала больших затрат. Поэтому, оставив своё детище на брата (его имя неизвестно), Карпо в 1871 году уезжает в поисках работы в Лондон, куда также эмигрировал после своего освобождения из плена бывший император со своей семьёй. А вот жена скульптора, по-видимому, осталась во Франции (возможно, она была беременна).
В Лондоне Карпо подружился с французским живописцем-академистом Жаном Леоном Жеромом, который после прихода к власти Парижской коммуны тоже предпочёл уехать в Англию. Вначале скульптор выполнил его бюст из гипса, а позже увековечил в мраморе и бронзе. Ограничившись только головой и шеей Жерома, автор наделил красноречием каждую черту его лица, в связи с чем этот скульптурный портрет был назван современниками «говорящей головой». Как будто Жером обращается к невидимому собеседнику.
Тогда же был создан бюст Фанни Коулман, английской актрисы, с которой, по слухам, у Карпо завязались романтические отношения. Гордый поворот головы и волнообразная драпировка придают её фигуре торжественность, свойственную изображениям аристократок. Однако венок на голове и смелое декольте платья всё же намекают на жрицу Мельпомены, не говоря уже о фривольной усмешке, чем-то отдалённо напоминающую улыбку Анны Фукар.
В 1872 году Карпо вернулся в Париж и возобновил работу своей мастерской. Теперь у него было меньше покровителей и заказчиков. Поэтому Карпо начал делать издания (небольшие фигурки, вдохновлённые его монументальными группами) для коллекционеров, чтобы оплачивать свои счета. На основе примерно пятидесяти таких «предметов» или типов Карпо создал и выставил на продажу 73 мраморных, 98 бронзовых и 282 терракотовых версии на девяти последовательных выставках в течение последних двух лет своей жизни. Среди них - «Бюст Флоры», одно из многих произведений, навеянных образом дочери адвоката.
Вернувшись из Англии, скульптор, вероятно, по заказу бывшей императрицы Евгении, приступает к работе над портретом Наполеона III, скончавшегося в изгнании. Покойный император изображён здесь практически во фронтальном положении, как на бюстах римских цезарей. Тем не менее, лихо торчащие усы Наполеона как-то не вяжутся с его потрёпанным лицом и залысинами на лбу. Эта работа Карпо хранилась в частной коллекции Евгении до её смерти в 1920 году.
Наверно, Карпо рад был снова увидеть жену и в 1873 году увековечил её в романтической работе «Откровение». Однако уже было понятно, что он заключил «неравный брак» во всех смыслах слова. Амели, которая была младше Жана Батиста на двадцать лет, привыкла жить в доме родителей на широкую ногу и вести светский образ жизни. Поэтому скульптор очень остро переживал социальное неравенство в браке. Его родители тоже не одобряли невестку, несмотря на то, что она родила мужу троих детей.
Супруги стали часто ссориться. По сути, Карпо отравил жизнь Амели по причине своей болезненной ревности. Тем не менее, понимая свою неправоту, он ничего не мог с собой поделать. Об этом свидетельствует его работа «Безумство Амура». Потрясая шутовской погремушкой, кудрявый карапуз одновременно бросается на землю и тушит пламя любви. У ног его лежит растоптанная роза, а под правой рукой видна ползущая змея, символизирующая ревность. Спустя всего 5 лет после свадьбы Амели подала на развод, забрала детей и навсегда покинула мужа.
«Живее чем сама жизнь», - так отзывался о работах Карпо писатель Александр Дюма-сын. Автор «Дамы с камелиями» был другом скульптора и крёстным отцом его сына. Карпо вырезал его бюст, когда гостил у четы Дюма на севере Франции недалеко от Дьеппа. Писатель выглядит здесь этаким эпикурейцем с мудрым взглядом. Скульптор подметил каждую деталь его облика, даже лёгкую небрежность в одежде. Герои Карпо – типичные представители той части художественной интеллигенции Франции, к которой принадлежал он сам. Это люди деятельные, энергичные, честолюбивые. При всей увлечённости искусством способные трезво оценивать жизненные ситуации и ясно определять жизненные цели.
Однако в скульптурных группах Карпо последних лет уже нет прежней лёгкости и безудержного молодого веселья. Молодые богини в «Трёх грациях» выглядят вполне земными женщинами. Правда, экспрессии здесь хватает. Мягкой пластикой отличаются также группа «Дафнис и Хлоя» и «Ева после грехопадения».
За год до смерти Карпо создаёт два автопортрета – один живописный, а другой – скульптурный. Как же они разнятся! Если на полотне облик автора поражает своей мрачностью, то его скульптурный бюст полон надежды. Здесь словно отражены две стороны личности Карпо. Сам он нередко был погружён в меланхолическое настроение, выражая тягостные мысли в живописи. Но при этом практически всегда оставался «скульптором улыбки».
Карпо никогда не терял связи со своим родным городом. Поэтому очень символично, что самый последний памятник он сделал именно для Валансьена. Как и то, что его героем стал Антуан Ватто, который когда-то вдохновил юного Жана Батиста ступить на стезю искусства.
Однако дни самого Карпо уже были сочтены. Семейные неприятности поспособствовали развитию серьезных проблем со здоровьем. Врачи диагностировали у него смертельную болезнь — рак мочевого пузыря, которая в ту пору не поддавалась лечению. Испытывая сильные боли, гениальный мастер до последних дней работал над многочисленными заказами, но 12 октября 1875 года Жан-Батист Карпо умер в возрасте 48 лет в Курбевуа, ныне О-де-Сен. За два месяца до своей смерти он был награждён Крестом Почётного легиона. Более 2000 человек пришли проститься с художником в Париже на траурную службу, а в конце ноября его останки перевезли в родной Валансьен и предали земле на кладбище Сен-Рош.
Часть своих работ скульптор завещал Музею изящных искусств в Валансьене. В честь него там назвали площадь, где стоит памятник Карпо работы его земляка Феликса Десрюэля. Жан-Батист Карпо по праву считается одним из величайших французских скульпторов XIX столетия. Его работы часто критиковали, но никто не подвергал сомнению наличие у автора бесспорного таланта и уникального своеобразного стиля.#ОльгаКраева
Читайте также бесплатно на https://litmarket.ru или на litnet.com мои романы: Ева Арк «Лоренца – дочь Великолепного», Ева Арк «Тайна короля», Ева Арк «Роза из Лотарингии», Ева Арк «Бургундская монахиня», Ева Арк «Кузина Екатерины Медичи», Ева Арк «Мальтийский рыцарь» и Ева Арк «Марина и цыган»
.