Найти тему
Нина Х.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ С ИГРУШКАМИ

Е. АБДУЛАЕВА,

специалист по методической работе, Московский городской центр психолого­педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого­педагогического университета

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ С ИГРУШКАМИ-ПЕРСОНАЖАМИ

Исключительное значение для развития и вхождения в мир культуры имев произведения искусства и литературы для детей. Через их восприятие ребенок приобщается к культуре человечества, родному языку, нравственным норма Детская литература является бесценным источником смыслов, ценностей, что чрезвычайно важно для нравственного и эстетического развития дошкольников [5]. Восприятие художественной литературы является одни из главных развивающих видов деятельности. Характерно, что многие литературные произведения для детей в той или иной форме получают отображение на экране, стремительно вытесняя восприятие литературного текста. Знакомый детям и популярный персонаж произведения, как правил получает свое воплощение и в игрушке. Таким образом, возникают герои детской субкультуры, которые существуют в трех ипостасях: как персона книги, как герой фильма и как образная игрушка. Среди них есть замечательные герои, любимые детьми (Винни-Пух, Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин, Котенок Финдус и др.). Наряду с этим с экрана и из печатных изданий в жизнь современных детей приходят весьма сомнительные персонажи, которые тоже быстро находят свое отражение в игрушках – Человек-паук, Бакуганы, Винке, монстры и пр.

Игрушки, изображающие героев, иначе называемые игрушками-персонажами, отличаются от обычных тем, что воплощают определенный сюжет, образ и характер. Они символизируют какую-либо историю и этим активизируют желание проиграть, статье, воспроизвести такую историю в игре. Игра с подобными игрушками способствует своеобразному соединению художественного восприятия и игры. А воспроизводя сюжеты ху­дожественных произведений, принимая роли разных персонажей и действуя от их имени, ребенок приобщается к игровой и художественной культуре.

Однако это всего лишь потенциальная возможность развивающего эффекта игрушек-персонажей, которая далеко не всегда реализуется. Как показывают исследования, в настоящее время детская игра не достигает высокого уровня даже в старшем дошкольном возрасте. Зачастую она примитивна, сводится к стереотипным действиям гонять машинки, строить-разрушать, переодевать кукол и т.д.). С одной стороны, виной тому организационно-педагогические ограничения - минимум времени на игру, а с другой - наблюдается подмена свободной игровой деятельности «игровыми» занятиями, направленными на усвоение различных знаний и формирование того или иного навыка. И еще одной, без со­мнения, значимой причиной является трудность введения некоторых персонажей в игру.

Специалисты, работающие с современными дошкольни­ками, не должны проходить мимо этого явления. Важно понять, что могут дать до­школьнику игрушки-персона­жи и как их можно включить в педагогический процесс.

Но здесь встает ряд вопро­сов, связанных с игрой по мо­тивам сюжетов литературных произведений и разного рода фильмов с использованием игрушек-персонажей: как вы­бирать игрушки-персонажи? какие из них подходят для раз­ных возрастных групп? как пра­вильно организовать игровую деятельность с игрушками- персонажами в младшем и старшем дошкольном возрасте? что делать, если дети приносят в группу страшные, безобразные точки зрения взрослых, игрушки? Эти вопросы мы постарались осветить в данной статье.

ПЕРСОНАЖИ-РЕПЛИКИ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

Все образные игрушки можно разделить две группы: персонажи-реплики и универсальные игрушки. Первые представляют собой копии персонажей из мультфильмов или книжек (Чебурашка, Финдус, Лунтик, Человек-паук др.) Такие герои, с одной стороны, легко узнаваемы и очень привлекательны для детей, а с другой –жесткая заданность их образа резко ограничивает диапазон исполняемых детьми ролей и не позволяет им перевоплотиться кого-то другого. При этом лишь некоторые из них соответствуют дошкольному возрасту. Многие персонажи (например, Шрек, Фея Винкс, Бэтмам) приходят к дошкольникам из историй для подростков и взрослых. Поэтому игра с ними остается на уровне примитивных, понятных маленьким детям действий, зачастую агрессивного характера. В детском саду таких игрушек по возможности лучше избегать,

Универсальные игрушки-персонажи – это куклы (разного пола и возраста) и животные (Заяц, лиса, медведь и др.) с достаточно характерными признаками образа. В силу своей открытости и условности они могут стать персонажами разных историй [4].

В детском саду обычно есть как игрушки-реплики, так и универсальные игрушки. Однако разыгрывание историй и постановку спектаклей лучше организовывать с универсальными игрушками. Тогда одни и те же игрушки раз от раза перевоплощаться, менять роли и становиться разными персонажами, а персонажи-животные даже фигурировать в различных историях. Это способствует развитию мышления и воображения, которое позволяет детям «преодолевать» материал, т.е. видеть в игрушке свой образ и наделять его различными качествами. Характер игрушек-персонажей, как и разыгрываемых сюжетов, зависит от возраста детей.

Ассортимент персонажей по возрастам:

На каждом возрастном этапе выбор игрушек- персонажей определяется подходящими художественными произведениями. С 2,5 лет можно вводить «универсальный» набор для разыгрывания сказок. Состав его может варьировать, но в основе должна быть семья из трех поколений и основные сказочные животные: медведь, лиса, волк, мышь, собака, кошка и т.п.

С 4-летнего возраста, с появлением в жизни детей героических и волшебных сказок, к вышеперечисленным могут присоединиться условные персонажи волшебных сказок: Баба Яга, Кощей, король, королева, принц и принцесса (они же царь и царица, царевич и царевна), дракон или другое чудище и т.п. Такие персонажи также должны быть условными, с соответ­ствующими атрибутами: например, легко снимаемыми и так же легко надеваемыми короной \ или ободком у принцессы, ме­чом или плащом у воина и т.п.

После 5 лет можно вводить игрушки-персонажи одновременно с соответ­ствующим данному возрасту произведением. Заметим кстати, что игрушек по мотивам под­ростковых сюжетов следует по возможности избегать или отводить им в игре особое место.

Для режиссерских игр и спектаклей нужны устойчивые фигурки, чтобы их было легко ста­вить не только на пол или стол, но и на не столь ровную поверхность. Важно, чтобы игрушки были соразмерны между собой.

Куклы - образы людей должны иметь узнаваемые лица, которые подсказывают ха­рактер персонажа, и пропорциональное те­лосложение, желательна некоторая неза­вершенность, условность образа, дающая простор воображению и возможность раз­нообразно действовать с ней. Неуместна из­лишняя детализация, игрушка не должна из­давать звуков, самостоятельно двигаться и т.п. Половая принадлежность куклы долж­на выражаться в одежде и прическе, а не в физических признаках.

Желательно, чтобы игрушки-животные были реалистичными и не имели очеловечен­ного облика, - это задается формой мордоч­ки, ушей, посадкой головы и осанкой. Игруш­ка должна иметь простую, естественную позу (сидит, стоит), реалистичную окраску. В обли­ке не должно быть карикатурности.

Важно, чтобы сказочные существа (а также чудища и монстры, уж если они попадают в число игровых персонажей) не были демон­стративно кровожадны, увешаны оружием и не могли трансформироваться из человече­ского образа в боевую машину.

Желательно, чтобы набор для игры был не­полным, чтобы в нем кого-то не хватало. Это нужно для того, чтобы дети сами ввели в игру и наделили ролью недостающих персонажей или придумали новый поворот событий. Не­который намеренный дефицит развивает спо­собность к предметному замещению [2].

Волшебные персонажи - тролли, драконы, а также природные явления - ветер, мороз, солнце - могут создаваться из подручного ма­териала: небольших коряг, лоскутов ткани, бу­маги и др.

Многочисленные реалистичные игрушеч­ные аксессуары (пирожки в корзинке Красной Шапочки, набор Доктора Айболита и т.п.) толь­ко мешают, тормозят развитие воображения и способности к замещению.

Игры с игрушками-персонажами в разном возрасте

Поскольку игрушки-персонажи всегда яв­ляются знаком какого-либо сюжета, прежде всего они становятся материалом для сюжет­ной игры. Важно, чтобы сюжет был знаком детям. Поэтому желательно неоднократно рассказывать или читать детям сказки либо рассказы, участниками которых являются пер­сонажи, отраженные в образных игрушках. Вместе с тем содержанием игры не может стать точное воспроизведение заранее раз­работанного сценария и заученных слов. Игра – это не постановка заранее продуманного спектакля. Это всегда активное, творческое воссоздание того, что понятно и значимо для ребенка. В той или иной мере игра включает собственный опыт ребенка и его отношение к действительности [3].

Игра – процесс творческий, спонтанный. Но взрослый должен создать условия для разных видов сюжетной игры, игры «в других». Это даст ребенку дополнительные возможности развития [2].

Развитие игры с персонажами проходит определенные этапы. Сначала младшие до­школьники лишь наблюдают за игрой взрос­лого и получают пример обращения с игруш­ками-персонажами в драматизации или игре. Именно восприятие показа и подражание действиям с персонажами становятся им­пульсом для самостоятельной режиссерской игры и элементов игры-драматизации. Восприятие спектаклей игрушек остается важным и интересным занятием и в дальнейшем! (вплоть до 6 лет).

Затем возникает свободная игра с персо­нажами, и элементы подражательной драматизации постепенно преобразуются в сочинение собственных историй в режиссерской игре.

После, в возрасте 4,5-6 лет, режиссерские игры могут быть вытеснены свободными ролевыми играми по знакомым сюжетам и ро­левыми играми-драматизациями.

И наконец, у старших дошкольников игра персонажами может развиться до самостоя­тельных постановок-драматизаций знакомых сказок и сочинения сказочных историй.

Спектакль-драматизация как импульс к самостоятельной игре детей

Постановка народных сказок в исполнении взрослого перед детьми уже с 2,5-3 до 6 лет может стать основой для развития самостоя­тельной игры с персонажами.

Сказка несет в себе глубокие архетипы ду­шевной жизни человека, его судьбы, внутрен­ней борьбы и испытаний [1]. Именно народные сказки дают импульс развитию воображения, формируют вкус, помогают предотвратить формирование поверхностности, которая так свойственна современной культуре.

«Страшное» в аутентичных народных сказ­ках строго выверено и без утрирования взрос­лого (голосом или жестами) детям очень по­лезно. Оно вызывает в их воображении толь­ко ту степень напряжения, которую они могут пережить. Неподдельность «страшного» по­селяет в детях уверенность, что с этими пе­реживаниями можно жить и можно научиться справляться с ними. Поэтому мы настоятельно рекомендуем избегать сказок переработан­ных, сокращенных и примитивно пересказан­ных, где, как правило, это напряжение стерто или подменено мнимым благополучием [6].

Чтобы дети могли полностью погрузиться в контекст сказки, захотели повторять и самостоятельно разыгрывать сюжеты, необходи­мо, чтобы воспитатель прочувствовал ее цен­ность и значимость [1].

Желательно, чтобы атрибуты для спектакля были расставлены на столе или на коврике заранее. Но можно устраивать сцену и в присутствии детей. Для подготовки декораций удобно использовать однотонные лоскуты ткани, обозначающие место действия и элементы ландшафта (дом, деревья, холм, река и пр.). Должны быть заранее подготовлены и собраны все игрушки-персонажи и необходимые вспомогательные предметы и пр. Детям наблюдать такой процесс подготовки, чтобы они могли видеть, что и как можно сделать самим. Особо шумные дети могут и приносить из игровых уголков что-то для интерьера спектакля. Стол вместе с готовым ландшафтом следует накрыть большим лоскутом легкой однотонной ткани так, чтобы она свободно укрывала его и немного свисала со всех сторон. Это занавес, который откроет сцену и закроет ее по завершении спектакля.

Хорошо, если сказку предваряет короткая (не более минуты) игра воспитателя на простейшем музыкальном инструменте (пента­тонический металлофон или ксилофон). Это создает особую атмосферу и позволяет детям сконцентрироваться , настроиться на что- интересное, особенное и успокоится.

Покрывало-занавес в тишине медленно и торжественно открывается с такими, к примеру, словами или напевом воспитателя: «Сказка приходи! Занавес открывается – сказка начинается». И медленно, спокойно начинается повествование. Если возникает посторонний шум, то единственным, но серьезным вмешательством для наведения порядка может стать фраза: «Сказка не может родиться в таком шуме. Тише...». Важно, чтобы дети сами смогли успокоиться и начать слушать. Суета и повышенный тон в этом не помогут, более того еще больше возбудят детей. Шепот действует куда лучше.

Завершение спектакля обозначается маленькой выразительной паузой, которая позволяет сказочной атмосфере продлиться, а затем плавным движением следует торжественное укрытие покрывалом интерьера: «Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!».

Сказку-спектакль желательно проводить в одно и же время, например после прогулки перед обедом или после полдника, и повторять подряд, в течение нескольких дней. Запомнить сказку, чтобы непринужденно ее рассказывать, легче, если в сказке выделить слова-действия (глаголы). Несколько повторений с опорой на действия кукол-персонажей и дви­жение в ландшафте дают свои результаты.

Драматизация по одному и тому же про­изведению должна повторяться 4-5 раз. Это укрепляет внимание, способствует проникно­вению в суть событий и прослеживанию их до конца.

Регулярная постановка сказок может про­должаться на протяжении всего дошкольного детства. Для детей 3-5 лет она может послу­жить творческим импульсом для самостоя­тельной режиссерской игры в сказочные сю­жеты. Дети, которые регулярно видят спек­такли в постановке взрослых, охотно играют в театр. Сначала они только пробуют и под­ражают действиям взрослого, в дальнейшем (в 5,5-7 лет) спектакли пробуждают их собст­венную инициативу в подготовке и разыгры­вании сказок. Дети могут сами устраивать на столе сцену, продумывать порядок движения и действия, подбирать, создавать недостаю­щие атрибуты и размещать элементы ланд­шафта или интерьера, делать билеты, ставить стулья и приглашать взрослых и детей группы.

Спектакль в данном случае - это игра. Он, как и игра, спонтанный и непредсказуемый, свободный от условностей, но определяется персонажами.

Режиссерская игра с игрушками-персонажами

В режиссерской игре ребенок самостоя­тельно выстраивает игровой сюжет со всеми хитросплетениями отношений между персо­нажами. Именно в этом виде игры могут быть максимально задействованы игрушки-персо­нажи. Маленький режиссер действует за ку­кол и животных, говорит за них, озвучивает их желания. Режиссерская игра в большей степе­ни, чем драматизация, обеспечивает мас­штабность и динамику игры, а значит, широту охвата сюжета и ситуации. Чтобы так играть, ребенку нужно думать и чувствовать сразу за нескольких персонажей, принимать на себя разные позиции. Он как бы поднимается над ситуацией и, отказываясь от собственной по­зиции, смотрит на нее «сверху» - как режиссер.

Со временем опыт соучастия в драматиза­ции распространяется на самостоятельную режиссерскую игру с персонажами. Но детям по-прежнему требуются помощь и содействие взрослого в организации пространства. Здесь незаменимыми становятся лоскуты ткани раз­ных оттенков. Поле боя со Змеем Горынычем, река и мост, лесные дебри ведьмы, царский дворец или горные вершины легко можно обозначить, используя материю соответ­ствующего цвета. Все это для детей 3-4,5 лет помогает создать взрослый, постепенно по­ручая столь «ответственное дело» самим де­тям. Хорошо использовать также любые ду­гообразные формы и картонные «книжки», на­крыв которые лоскутом ткани можно полу­чить жилище для кукол.

Все это можно хранить в небольших ко­робках или на открытых полках, которые при необходимости закрывают жалюзи или штор­кой. Для ухода за тканями необходима стирка, остальные материалы следует протирать влаж­ной тряпкой и кварцевать. Это обеспечит их са­нитарно-гигиеническую безопасность.

Дети зачастую испытывают трудности в раз­витии сюжета и согласовании своих действий с действиями партнеров. Поэтому усилия вос­питателя должны быть направлены на помощь в построении сюжета, который может скла­дываться из бытовых событий, а может ра­зыгрываться по мотивам волшебной сказки.

Несмотря на тематическое разнообразие, народные волшебные сказки имеют одно­родное строение [1]. Немного упрощая, мож­но свести волшебную сказку к следующей последовательности событий.

Ø Определение, чего или кого нет, кто в чем-то остро нуждается, кто пропал, какое желание трудноосуществимо. Героя отправ­ляют (или он сам отправляется) за решением этих проблем.

Ø Встреча героя с источником или дарите­лем волшебного средства; испытание героя на силу, ловкость, доброту или смекалку.

Ø Получение героем волшебного средства. Преодоление препятствий на пути к цели.

Ø Встреча героя с противником - облада­телем желанного предмета. Основное испы­тание, борьба.

Ø Победа героя, получение искомого пред­мета.

Ø Возвращение героя и получение им на­грады.

Основные элементы сюжета сказки связаны с главными персонажами, которых обычно бы­вает шесть-семь: герой, искомый персонаж (как правило, царевна или принцесса), отправитель, даритель, помощник, противник. Та возникает последовательность из шести-семи сюжетных событий. Взрослый, играя с ребенком, может иметь это в виду, предлагая новь вариации и превращения в игре.

Опорой могут стать и игрушки-персонажи. Неожиданное появление новых персонажей столкновение героев разных произведений побуждают связать их в едином сюжете, объединить общими событиями. Например, вы начинаете играть в сказку про Золушку. И вдруг вместо Феи появляется чудище - Человек-паук. Возникает задача включить его в события. Скорее всего, дети предложат свой вариант: Паук станет противником, а Золушка переселится другую историю. Во всех случаях возникнет новый сюжет.

Итак, в младшем и среднем дошкольном возрасте игру следует максимально насытить персонажами народных сказок. В среднем дошкольном возрасте наряду со сказочными персонажами могут появляться персонажи авторских сказок и придуманных историй. Срабатывает самостоятельная фантазия. Нужна деликатная помощь взрослого в развитии сюжета. Старший дошкольный возраст (5-7 лет очень разнообразен по своим проявлениям и возможностям. Это возраст, когда осваиваются самые разные персонажи в разных контекстах.

Участие воспитателя в игре детей разного возраста

Чтобы игра действительно увлекла детей и затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет их деятельность: он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их достижения по создании пространства, преодолению затруднений.

Совмещение взрослым двух разных ролей - участника игры и старшего наблюдателя, помощника, регулировщика - важная отличительная особенность участия взрослого в игре детей любого возраста. Но для детей 3 – 4лет взрослый выстраивает игру с персонажами, а в общении со старшими его роль становится все менее заметной.

Очень важная помощь взрослого в сооружении игрового пространства в качестве опоры, в осмыслении игровой ситуации. В 3-4 года по­мощь заключается в содержательной и технической инициативе взрослого, для чего в нужный момент свои реплики следует перемежать вопросами типа: «А где будет у нас кровать? Вот только одной-то кровати мало, там кроме Михаила Иваныча жили еще Настасья Петровна и Мишутка. Еще и стол со стульями... Как же их всех разместить? Домик маловат, давайте стены чуть раздвинем...» - и сам создает необходимый реквизит.

К 4,5 - 5 годам, по мере развития игровой инициативы и умений детей, взрослый может лишь давать идеи по организации игры, но предоставлять самим детям возможность для перового пространства.

Вот как может возникать место игры (на примере сказки «Кот, лиса и петух»):

Ø Где жили кот и петух? (Пауза для воспоминаний или входа в контекст истории.) - В избушке. А избушка была в лесу. Вот тут расстелем коричневый лоскуток – это земля.

Ø Что у нас будет за избушка? (Пауза, что- бы осмотрелись, придумали, что станет избушкой.)

Ø Вот дверь... А где окошко, куда петух выглядывал? Вот так сделаем - как будто это окошко. Хорошо.

Ø А где же жила лиса? В лесу. Значит, нужен лес. Что будет деревьями? Где же дом лисы или иначе, говоря, нора? Как мы сделаем ей жилище?

И т.д. Эго зачин, из которого развивается дальнейшая игра.

Для детей 5—7 летснова нужна помощь, так как их замыслы и пространственные задумки становятся слишком сложными. И тут важно помогать осуществить проект. Масштабность сложность сооружений больше свойственны мальчикам. А девочки чаще с большим энтузиазмом создают спектакли-драматизации сами. Обеспечение безопасности заключается, прежде всего, в следующем: нужно научить детей правильно обращаться с теми или иными материалами. Чем больше они работают с так называемыми трудными материалами: ширмами, лоскутами, прищепками, тем больше они сами заботятся о своей безопасности.

Чтобы дать импульс режиссёрской игре с персонажами, можно заранее, до прихода де­тей, построить на полу или на столе заготовку для игры. Это интригует, привлекает внимание первых, кто пришел, и вовлекает в действие следующих. Например, голубой лоскут ткани – озеро, коричневый или зеленый лоскут – берег, тут же небольшой условный домик, шишка, изображающая елку, - это фрагмент леса, а на берегу лодочка и мальчик. Поблизости мож­но разместить корзинку с крупными шишками (чтобы ребенок мог достроить лес), поставить фигурки людей (взрослые, дети) и т.д.

Иногда можно видеть, как сюжет быстро себя исчерпал или толком никак не завяжется и как вот-вот игра превратится в возню и бе­готню. Тогда полезно прийти с каким-то новым персонажем и от его имени войти в игру. «Ска­жите, пожалуйста, где тут больница? У меня болит живот, нужен Доктор Айболит». И даль­ше недоуменно, будто от имени присут­ствующих детей задавать вопросы: «Где же доктор? Может быть, вот он, доктор? А как мы поможем ему одеться и собраться? Что доктору нужно? Вот и готово! Проходите, по­жалуйста!».

Вероятно, найдутся скучающие дети, кото­рые мешают и даже разрушают игровое про­странство других. Это не от злого умысла, а от­того, что ребенок не может сосредоточиться и не умеет играть. Как правило, дети не прини­мают такого ребенка в игры, и свое желание об­щаться он может удовлетворить только в раз­рушительных действиях. Подобного ребенка можно увлечь игрой в паре со взрослым, иг­рой по мотивам сказки или известной ему ис­тории. Более тесное взаимодействие позволит такому ребенку чувствовать себя уверенно. Не­обходимо на протяжении длительного време­ни персонально поддерживать его, помогать ему почувствовать себя и свое поведение.

Как приручить монстра

В последнее время появилось огромное ко­личество различных «страшных» игрушек. В большинстве своем они являются персона­жами мультфильмов. Среди наиболее по­пулярных можно отметить персонажей се­риала «Монстр Хай», героев популярных мультфильмов: Винкс, Человек-паук, Бенато, Бакуганов, Франкенвини и многих других. Зачастую такие персонажи внешне уродливы, части их тела диспропорциональны, сами об­разы несут в себе явные признаки агрессии, пе­ренесенных страданий или образы смерти. В отдельных случаях такие игрушки еще и ин­терактивны, т.е. могут производить различ­ные устрашающие движения, звуки, эффекты.

Естественно, все педагоги категорически возражают против попадания в дошкольные учреждения таких игрушек, которые, тем не менее, остаются модными, пользуются по­пулярностью у современных детей, они хва­стаются ими и приходят с ними в детский сад.

Что же может сделать специалист, если дети приносят в группу «страшные», безоб­разные, с точки зрения взрослых, игрушки?

Чаще всего такой игрушкой ребенок пыта­ется улучшить свое положение в группе сверстников. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание на сильные стороны са­мого ребенка и показать, что его преимуще­ства заключаются не в обладании «страшной» игрушкой.

Для такого игрушечного героя стоит найти оптимальное место для его существования. Так педагог четко обозначает границы допу­стимого в социальном пространстве взаимо­действия детей или в обустройстве игрового пространства. Специальная полка на стене или в детском шкафчике будет вполне подходя­щим местом; при этом можно сказать, что для этих игрушек такое место самое удобное и подходящее.

Можно вместе с детьми рассмотреть осо­бенности игрушки: выражение ее лица (или мордочки), детали одежды, расспросить их о характере, предпочтениях такой игрушки. По­могают самые простые вопросы о том, что любит или не любит этот персонаж, чем он питается, где спит, с кем дружит, чего боится. Такие расспросы помогут самому ребенку луч­ше узнать свою игрушку, создать ее новый об­раз и определить место и назначение. В неко­торых случаях детализация образа помогает найти истинное место «страшной» игрушки в игре детей. Так, кровожадный монстр может оказаться трусливым зверем, который боится лечения или воды. Вылечив такого персона­жа, дети либо меняют свое отношение к ге­рою, либо просто теряют к нему интерес.

Часто агрессивная игрушка в руках ребен­ка является единственно возможным спосо­бом заявить другим людям о своем недовольстве, выразить свою агрессию и отрицательные чувства. Животные с умеренно выраженными агрессивными признаками (зубы и когти) и человекоподобные злодеи помог ребенку выразить эти эмоции. Периодическое включение такого монстра в сюжетную игру, придание ему определенного характера, конкретных действий и отношений с другими персонажами будут наилучшим способом его «приручения» и использования в группе детского сада.

Во всех видах игры с игрушками-персонажами взрослый не должен заменять самостоятельные действия даже самых маленьких детей, как это иногда бывает. Он может дей­ствовать от имени игрушек, быть продолжением движений играющего ребенка. Крайне важно, чтобы взрослый не вставал в позицию ментора, — это разрушает саму суть игры. Главным законом руководства игрой являются понимание и применение развития сюжета (завязка-развитие-кульминация-разрешение) как основы игрового детского действа. Именно поэтому игра дошкольников не может длиться 10-15 минут как перерыв в «более важных» занятиях.

Игра сама по себе крайне важная и сложная деятельность, и для нее требуются время (не менее 30-40 минут) и пространство. Важно; помнить, что дети - не пассивные наблюдате­ли активности воспитателя, а активные участ­ники и в меру своих возможностей авторы своей игры.

Использованная литература

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебно»; сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

2. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии! 2011. №3.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педаго­гика, 1978.

4. Организация предметно-игрового про­странства в детском саду: Метод, пособие / Поп общ. ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2012.

5. Психологические основы художественного»! развития / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской. М.: Изд-во МГППУ, 2006.

6. http//deti-olint.com/skazki (классические тексты народных и авторских сказок).