Найти тему
Олег Иванец

Самарские истории. Генерал Смирнов

Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Дополнительный знак отличия для Героя Советского Сою­за - медаль «Золотая Звезда» учреждена Указом Президи­ума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Этого звания удостаивали за совершение подвига или вы­дающихся заслуг во время боевых действий, а также в виде исключения и в мирное время. Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: 91,2 % от общего чис­ла награждённых лиц. Самарская земля дала стране 236 Героев и кавалеров Золотых Звёзд.

Изучая исторические документы и литературу, я обнаружил общепринятую официальную версию:
"26 августа 1941 года по радио был передан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза (медаль "Золотая Звезда" № 512) с вручением ордена Ленина младшему лейтенанту Бузыцкову И.Д., бывшему комбайнёру из села Нижнее Санчелеево Ставропольского района Куйбышевской области. Он отличился 22 июня 1941 года в первых боях на границе, на реке Прут. Пограничник Иван Дмитриевич стал первым Героем Советского Союза в Куйбышевской области".
И это официальная трактовка. После войны Бузыцков был назначен командиром батальона в войсках НКВД. Затем полковник Бузыцков И.Д. служил в органах МВД СССР. На месте подвига пограничника Ивана Бузыцкова сооружён памятник (Кантемировский район Молдавии). Его именем названа улица в Тольятти Самарской области.
Но... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за умелое командование и проявленный личный героизм при выполнении правительственного задания майору Смирнову Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 193. К тому времени бывший грузчик с самарской пристани и чернорабочий в кинельском сельскохозяйственном институте, а впоследствии ас-летчик-истребитель, майор авиации Смирнов прошел Испанию и Халхин-Гол...
Список известных воздушных побед Б.А.Смирнова на тот момент:
07.07.1937 1 Ме-109 Мадрид лично
22.08.1937 1 Ме-109 Сантандер лично
00.00.1937 1/2 Фиат-32 Испания (на аэродроме) в паре с Н. С. Ивановым
29.07.1939 1 Ки-27 Халхин-Гол лично
24.08.1939 1 Ки-27* Халхин-Гол лично
30.08.1939 1/гр. Ки-27 Халхин-Гол лично

Из военных мемуаров:
"Эскадрилья взмыла с аэродрома ввысь, на защиту Мадрида. Вскоре большая группа вражеских истребителей обрушилась на республиканцев. Закрутилась огненная карусель, атаки следовали одна за другой. Смирнов сражался храбро, гонялся за вражескими машинами, стрелял, вернулся из боя одним из последних и на вопрос механика Хуана, как прошёл бой, ответил:
- Честно говоря, Хуан, я не совсем разобрался, какой был бой. Не понял.
Славный парень Хуан. Он мельком глянул на плоскости И-16 и сразу определил, что бой был жарким и что лётчик его самолёта выдержал огневой экзамен с честью. Механик отметил мелом пробоины на фюзеляже и крыльях и покачал головой:
- Камарада Борес, в машине 14 пробоин. Зачем вы говорите, что ничего не поняли".

Но обо всем по порядку.

Бори́с Алекса́ндрович Смирно́в — советский лётчик-ас истребительной авиации, участник Гражданской войны в Испании, боевых действиях в районе реки Халхин-Гол и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (17.11.1939). Генерал-майор авиации (19.04.1945).

-2

Борис Александрович родился 18 октября 1910 года (05.10.1910 по ст.ст.) в Самаре в семье служащего. В 1926 году окончил 6 классов школы. В марте-июне 1926 года был учеником столяра в столярных мастерских Самары. Работал грузчиком на пристани. В июле-сентябре 1926 года- чернорабочий в кинельском сельскохозяйственном институте (Самара). В июне-октябре 1927- грузчик на лесном складе в Самаре. С 1927 по 1930 был рабочим-рамщиком на распиловочных станках самарского лесопильного завода. Одновременно учился в аэроклубе Самары.

В Красной Армии с декабря 1930 года. Окончил в 1933 году 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата в Сталинграде. С декабря 1933 года служил младшим лётчиком истребительной авиационной бригады ВВС Московского военного округа в Люберцах, в 116-й истребительной авиаэскадрилье: старший лётчик, командир звена, помощник командира отряда.

С 14.06.1937 по 17.01.1938 под псевдонимами "Камарада Борес" и "Мануэль Лопес Горей" старший лейтенант Смирнов Б. А. участвовал в качестве лётчика-добровольца, командира звена и командира эскадрильи в Гражданской войне в Испании. Сражался сначала на И-15, затем пересел на И-16. Налетал 200 часов (150 боевых вылетов), лично сбил 2 самолёта (по другим данным- 5) и 1 в группе. В одном из боёв сам был сбит и ранен. За испанскую эпопею награжден орденом Красного Знамени (28.10.1937). Последний полёт над Мадридом был совершён в январе 1938 года. Потом - Париж, Москва, родной Куйбышев. Первый вечер - задушевная беседа с матерью, рассказ о далёкой Испании, о Кремле, о том, как Михаил Иванович Калинин приветствовал лётчиков, как вручал награды...

Из воспоминаний (От Мадрида до Халхин-Гола. — Куйбышев, 1976) генерал-майора авиации (с 19.04.1945), Героя Советского Союза (медаль № 193, 17.11.1939), кавалера орденов Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Суворова 2-й степени (28.04.1945), Кутузова 2-й степени (13.09.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (19.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (17.09.1943), Красной Звезды (06.11.1945), Смирнова Бориса Александровича:

"Отъезд товарищей из Испании всегда происходил неожиданно, словно по тревоге. Уезжали, как правило, небольшими группами. Сложность переезда границы из сражающейся Испании во Францию требовала от наших товарищей (кто этим занимался) тщательной подготовки, соблюдения осторожности.
Мы знали, вернее, догадывались, что до отъезда остались считанные дни, а когда именно, этого никто из нас сказать не мог. Мои товарищи по эскадрилье уже уложили вещи, привели себя в надлежащий вид и ждали дальнейшего распоряжения.

Шли последние дни декабря. Новый, 1938 год мы встретили с хорошим настроением в предчувствии скорой встречи с родными и близкими, а утром третьего января меня вызвал к телефону товарищ Птухин и сказал:
— Сегодня вечером в шесть приезжайте ко мне, захватите личные вещи.
— А как же остальные товарищи? — спросил я.
— Успокойте их, они отправятся вслед за вами.

На окраине города Лерида располагался штаб советника по авиации Птухина Евгения Саввича, здесь же находился и Агальцов Филипп Александрович — заместитель советника по политической части. Они встретили меня очень приветливо, по-братски, даже заметили, что я немного похудел, но Евгений Саввич решил успокоить меня, сказав, что в воздушных боях мне осталось участвовать недолго, и то от случая к случаю — во сне.

Обращаясь ко мне, Птухин, конечно, хотел сказать самое приятное:
— Приедешь в свою бригаду, а тут тебе и путевка семейная в Крым или на Кавказ, а сколько радостей!
— Нет, нет, Евгений Саввич! Я не в санаторий, я сразу домой, в Самару, на Волгу.

Птухин задумчиво посмотрел куда-то в пространство и, хлопнув меня по плечу, воскликнул:
— Правильно! Туда, где родился, где прошла юность и началась настоящая жизнь, надо заглянуть в первую очередь.
............................................................
В Москве я долго не задерживался. Самой счастливой минутой было приглашение в Кремль. Михаил Иванович Калинин вручил мне орден Красного Знамени и орден Ленина. От награжденных слово благодарности предоставили мне. Я очень волновался и вместо обычного выступления рассказал о том, как в 1926 году никчемный парнишка из Самары написал Михаилу Ивановичу письмо с просьбой помочь получить работу. И я получил ответ от Всесоюзного старосты, хороший ответ, и устроился на работу. Когда закончил свой рассказ, Михаил Иванович подошел ко мне, расцеловал и пожелал дальнейших успехов.

Получив двухмесячный отпуск и семейную путевку в санаторий, прежде всего направился в Куйбышев.

И снова за окном вагона расстилаются поля и перелески, занесенные российскими снегами, мелькают знакомые названия станций и полустанков на землях рязанских, пензенских, сызранских, и наконец мой родной город.
Выхожу из вокзала. Все так, как было, только на привокзальной площади вырос огромный многоэтажный дом. Я все время ускорял шаг и уже не шел, а почти бежал. Вот и последний поворот с Рабочей на Садовую. От самого угла увидел свой забор и покосившиеся ворота, выкрашенные мною суриком еще много лет назад.

В тот вечер мы долго говорили с матерью, вспоминая трудные годы нашей жизни, пили чай из самовара с моими любимыми пирожками с картошкой. В маленькой комнатке, где прошли годы детства и юности, было по-прежнему уютно. В голландке потрескивали горящие дрова, а небольшое оконце мороз разрисовал замысловатыми узорами.

Утром решил посетить свой лесопильный завод. Шел старым, нахоженным путем.

С каким-то особенно торжественным чувством вступил на территорию завода в надежде увидеть кого-то из прежних рабочих, но на пути встречались незнакомые лица. Когда подошел ближе к первой раме, увидел широкоплечую сутулую фигуру. «Да ведь это дядя Степан», — подумал я.
Он стоял ко мне спиной, подготавливая к распилу очередное бревно.
— Здравствуй, дядя Степан! — крикнул я громко, чтобы мой голос дошел через шипящий звук пил.
Старик обернулся и несколько секунд безучастно смотрел на меня, а потом улыбнулся, снял рукавицы и неуверенно крикнул:
— Неужто Борька?
— Так точно, дядя Степан!
— Да ты откуда взялся?
— Приехал в отпуск.
— Ну и дела, ну и дела! В каком же ты чине ходишь, слыхал, будто в летчиках?
— Я и есть летчик, а звание — майор.
— Ну и дела, ну и дела! — покачал головой старик и, сказав своему помощнику, чтобы тот посмотрел за рамой, крикнул:
— Пойдем, в тепле поговорим!

В теплушке дед Степан рассказал, что директор завода товарищ Коровин ушел года три назад на партийную работу, что ходят слухи о скором закрытии завода, всю набережную будут расчищать, чтобы построить новую, красивую. По секрету рассказал и о том, что давно уже закрыли все шинки, приходится ходить на гору в магазин.

Забыл, значит, дед Степан те времена, когда мы, комсомольцы лесозавода, входившие в самарскую дружину «красной кавалерии», упорно боролись с шинкарями, расплодившимися в годы нэпа, и окончательно разделались с ними.

Когда все новости были рассказаны, я попросил у деда Степана разрешения пропустить несколько бревен через раму, вспомнить свою прежнюю профессию.
— Что же, если не забыл, валяй, только сними шинельку, а то как бы полы не запутались в роликах. Вот возьми спецовку моего сменщика.

Я снял шинель и взял брезентовую куртку.
— А ну, погоди, — вдруг остановил меня дед Степан, — это никак ордена? Да ты что же мне раньше не сказал? Ну и дела! Вот такой наш эскадронный в восемнадцатом получил, а это, видно, орден Ленина?
Я кивнул головой.
— Когда же ты успел?
— Я тоже воевал, дядя Степан.
— Уж не в гражданскую ли? — съязвил дед.
— Нет, вот только что с войны. В Испании воевал.
— Это где ж такое?
— Далеко, дядя Степан, за тридевять земель.
— Эка куда тебя нечистая носила!

Мы вышли из теплушки. Я взял цапку и уверенно вправил первое бревно в ролики. Пилы врезались в древесину и выбросили маленькие фонтанчики опилок.
— Молодец, Борька! — крикнул дядя Степан. — Посмотрел бы на тебя твой покойный дед Иван Смирнов… Ведь это он установил эти рамы. Только он и мог управиться со шведскими машинами. Лучшего слесаря во всей Самарской губернии не сыскать было. — Дядя Степан помолчал немного и опять крикнул — В каком году с завода ушел-то?
— В двадцать девятом, добровольцем в авиацию, — ответил я.
— Значит, восемь годов прошло, как рукавицы снял. Ну и дела!

На следующий день в Куйбышев, как и уговаривались, приехал Саша Сенаторов. Выходим на улицу. Белыми мухами кружатся вокруг электрических фонарей снежинки. На одном коньке с гиканьем проносится мимо нас мальчишка. Возле соседнего подъезда никак не могут расстаться влюбленные.
— Хорошо! — говорит Саша, вдыхая полной грудью свежий волжский воздух. — Хорошо!

Несколько минут идем молча. Забирает морозец. Скрипит-поскрипывает снег под ногами. Очень хорошо!
— Вот и встретились… — произносит Саша.
И мы вспоминаем подробности наших первых встреч, вспоминаем Испанию, ее людей, бои за республику.
— Где они сейчас, наши друзья-испанцы? — спрашивает Сенаторов и сам отвечает: — Должно быть, сейчас летят на боевое задание, а может быть, только еще готовятся к полету. Не сомневаюсь в этом.

Неожиданно он останавливается. Мы долго молчим. Одни и те же чувства владеют нами, и тут не нужны слова. Потом мы снова идем. И вдруг Саша спрашивает:
— А где она, Испания, в какой стороне? Я что-то плохо ориентируюсь.
Мы вышли к городскому парку. Впереди набережная, и за ней белая лента Волги.
— По-моему, в той стороне, — говорю я и показываю за Волгу.
— Да, точно, — озирается Сенаторов. — Узнаю места, — тихо говорит он и смотрит в далекую темную даль.

Я верю — он видит Испанию. И я ее вижу".

После возвращения в СССР ему было присвоено воинское звание майор, награждён орденом Ленина (2.03.1938) и в мае 1938 года он был назначен помощником командира 116-го истребительного полка ВВС Московского военного округа, с июня 1938 — старший инспектор Главной лётной инспекции ВВС РККА. Принимал участие в воздушных парадах над Красной площадью.

С 29 мая по 7 сентября 1939 года участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Был направлен в район боёв в составе особой группы наиболее подготовленных лётчиков под командованием комкора Я. В. Смушкевича. На Халхин-Голе получил назначение инспектором по технике пилотирования 70-го истребительного авиационного полка. Летал на И-16 и И-153. Совершил 110 боевых вылетов, участвовал в 9 воздушных боях, сбил 4 японских самолёта. Награждён вторым орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ("Боевого Красного знамени") (10.08.1939).

Майор Борис Александрович Смирнов. Конец 1939 года
Майор Борис Александрович Смирнов. Конец 1939 года
1939. Халхин-Гол. Майор Смирнов
1939. Халхин-Гол. Майор Смирнов

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за умелое командование и проявленный личный героизм при выполнении правительственного задания майору Смирнову Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»

После возвращения из Монголии в сентябре 1939 года направлен в оперативную группу ВВС при штабе 12-й армии Киевского военного округа, участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину. После его завершения продолжил службу в Главной лётной инспекции, с октября 1940 года — инспектор по технике пилотирования Управления ВВС Красной Армии. Подполковник (5.03.1940). Он и инспектировал, и учил, готовил эскадрильи. И сам готовился к будущим схваткам с врагом, но подкралась коварная болезнь (туберкулёз лёгких). Врачи отстранили его от лётной работы, а... война уже громыхала на земле и в воздухе.

Начало Великой Отечественной войны подполковник Б.А.Смирнов встретил в должности старшего инспектора Управления боевой подготовки фронтовой авиации, формирования и укомплектования ВВС при Главном штабе ВВС. Занимался проверкой техники пилотирования, приёмкой и освоением новых американских и английских истребителей поступавших в Советский Союз по договору о Ленд-Лизе.
В августе 1942 года назначен заместителем начальника Управления формирования и боевой подготовки Управления ВВС РККА.

-5
Борис Смирнов справа
Борис Смирнов справа

Воевал на фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года, когда был назначен командиром 288-й истребительной авиационной дивизии 1-го смешанного авиационного корпуса. Дивизия воевала в 17-й воздушной армии на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Во главе дивизии участвовал в Курской битве, Изюм-Барвенковской, Донбасской наступательных операциях, в битве за Днепр, в Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишинёвской, Белградской, Будапештской, Балатонской оборонительной и Венской наступательной операциях. Лично выполнил 21 боевой вылет на истребителях Як-1 и Як-3.

-7

За время войны он удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе- 19 раз! Лишь 6 военачальников Красной Армии удостаивались этой чести чаще, чем он! 19 апреля 1945 года полковнику Б. А. Смирнову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации и вручен третий орден Красного Знамени.

После победы продолжил командовать дивизией (вошла в состав Южной группы войск, Румыния). С февраля 1946 года — старший помощник генерал-инспектора ВВС Красной Армии по истребительной авиации. С мая 1946 года в отставке по болезни (туберкулёз).

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Суворова 2-й степени (28.04.1945), Кутузова 2-й степени (13.09.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (19.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (17.09.1943), Красной Звезды (06.11.1945); медалями, а также монгольским орденом За воинскую доблесть и медалью Полярная Звезда, орденом Тудора Владимиреску (Румыния), орденом Красного Знамени (Болгария), медалью За нашу и вашу свободу (ПНР), медалью им. Ганса Баймлера (ГДР), меделью Партизанская звезда 1 степени (Югославия).

-8

После войны жил в Москве. С 1948 по 1953 годы работал начальником Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Занимался литературной деятельностью, вёл большую общественную работу, много лет был членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины». Автор книг: "Испанский ветер", "От Мадрида до Халкин - Гола", "Небо моей молодости", "Монголия" и "Летчик". Скончался 17 мая 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9—2)

Так почему же умалчивается, что Борис Александрович Смирнов- первый Герой Советского Союза в Куйбышевской области? Я не знаю ответа. На портале Общественного проекта Приволжского федерального округа "Герои России" Борису Александровичу посвящена биографическая страница. Именно генерал - майору авиации Борису Александровичу Смирнову. Уроженцу Самары. В отделе "Мероприятия по увековечению памяти" значится: "- надгробный памятник на могиле Героя, бюст Героя установлен перед средней школой им. Б.А.Смирнова в г. Воткинске. Мемориальная доска "Вечный огонь" в г. Ижевске, мемориальная доска на здании средней школы № 5 в г. Воткинске. Стела Героев в Москве".
При чем тут Воткинск и Ижевск, спросите вы?
В музее воткинской школы под портретом Бориса Александровича Смирнова (другого Смирнова!) значится: "Герой Советского Союза, командир орудия 1-й батареи 306-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (247-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), старший сержант". Это другой Смирнов. Тоже Герой Советского Союза. Полный тезка... Именем воткинского Смирнова в городе названа школа, улица, установлен бюст и две мемориальные доски.

А наш, cамарский, генерал-майор Смирнов печально лежит на Кунцевском кладбище в неприметной могиле. И в графе портала Общественного проекта
Приволжского федерального округа "Герои России" "Мероприятия по увековечению памяти", к сожалению и стыду, нужно поставить прочерк... Первый Герой Советского Союза в Куйбышевской области...

-9
-10
-11

ИСТОЧНИКИ:
-
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953
-
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2321
-
Московский некрополь Героев (фото Р.Литвинова)
-
https://museum.samgd.ru/region/people/ussr/
-
https://pgk63.ru/education/distant/dosugovaya-deyatelnost/meropriyatiya/nashi-zemlyaki-%E2%80%93-geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
- ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ- 2020. Сборник докладов и сообщений IX историко-архивного форума. Составители О.Н. Солдатова, Г.С. Пашковская. Самара, 2020

  • Смирнов Б.А. От Мадрида до Халхин-Гола. — Куйбышев, 1976