Найти в Дзене

Мотивы предательства в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Библейские образы привлекали внимание многих писателей. Леонид Андреев дал свое понимание сущности предательства Иуды. Писатель попробовал осмыслить причины появления человека с такими качествами в окружении Иисуса и мотивы его поступков. Что же подтолкнуло одного из учеников Иисуса к предательству: корысть, ненависть, зависть? Леонид Андреев показал, что ни одно из этих низменных чувств не послужило мотивом предательства Иуды. Не могла быть мотивом корысть: Иуда был хранителем всех средств Христа и апостолов, мог свободно распоряжаться этими деньгами. Иисус вступился за обвиненного в воровстве Иуду и сказал апостолам, что казначей может взять денег, сколько ему нужно, ведь подаяния в ящике принадлежат всем, а, значит, и Иуде тоже. Чисто символической кажется плата за предательство в тридцать сребреников, ведь Иуда имел доступ к более крупным суммам. Под сомнение Андреев ставит версии ненависти или зависти в качестве мотива предательства. Иуда умен и молод, хотя уродлив, считает себя п
Источник. Яндекс. Картинки. https://www.pinterest.
Источник. Яндекс. Картинки. https://www.pinterest.

Библейские образы привлекали внимание многих писателей. Леонид Андреев дал свое понимание сущности предательства Иуды. Писатель попробовал осмыслить причины появления человека с такими качествами в окружении Иисуса и мотивы его поступков. Что же подтолкнуло одного из учеников Иисуса к предательству: корысть, ненависть, зависть? Леонид Андреев показал, что ни одно из этих низменных чувств не послужило мотивом предательства Иуды.

Не могла быть мотивом корысть: Иуда был хранителем всех средств Христа и апостолов, мог свободно распоряжаться этими деньгами. Иисус вступился за обвиненного в воровстве Иуду и сказал апостолам, что казначей может взять денег, сколько ему нужно, ведь подаяния в ящике принадлежат всем, а, значит, и Иуде тоже. Чисто символической кажется плата за предательство в тридцать сребреников, ведь Иуда имел доступ к более крупным суммам.

Под сомнение Андреев ставит версии ненависти или зависти в качестве мотива предательства. Иуда умен и молод, хотя уродлив, считает себя прекрасным. Значит, комплексов из-за своей внешности и искаженного двуличием лица он не испытывает. Иуда часто притворялся больным и жаловался на здоровье. На самом деле, он обладал хорошим физическим здоровьем, превосходил других апостолов в силе, что показал в состязании с Петром и Иоанном, бросая камни. Он не завидует славе Иисуса, искренне любит учителя, мечтает стать ближе к нему.

У Иисуса и Иуды складываются особенные отношения, загадка которых в том, почему они нуждаются друг в друге и что их объединяет. Учитель интересовался, почему отсутствует Иуда, следил за его поведением. На протяжении всей повести они почти не говорят между собой, но по сути ведут бессловесный диалог, который является свидетельством напряженного спора о сущности человека.

Какую истину о человеке проповедует Иуда? Он говорил, что люди подобны животным: они порочны и лживы. Себя считает лучше других, потому что не лжет ни себе, ни другим, не скрывает своих пороков. По его мнению, считающие себя хорошими люди имеют за душой грехи, которые зреют, как гнойный нарыв. Хорошим кажется тот, кто совершал гнусные проступки, но умеет скрывать правду о себе, не выставляя напоказ гадости, которые творятся в душе. Истина Иисуса строится, напротив, на вере в духовные силы человека.

Иуда хотел показать Иисусу, что люди не стоят его любви. Однажды Иуда слушал проповедь учителя, словно окаменевший. Все заметили взгляд Иисуса, направленный в сторону Иуды, и следили реакцией его оппонента. Даже в такой низменной душе ему удалось посеять зерно веры в духовность и нравственный потенциал человека. Осознав крушение своего мировоззрения, Иуда предает учителя, пытаясь все-таки доказать собственную правоту и бессмысленность человеколюбия Спасителя.

До последней минуты Иуда будет находиться подле своего учителя, украдет мечи у воинов, чтобы заставить апостолов отбить у палачей Иисуса, будет обвинять учеников в бездействии. Иуда признался в своем оговоре и старался уговорить первосвященников отменить приговор, чтобы не казнить единственного безгрешного человека. Не вынеся мучений совести, предатель кончает жизнь повешением, чтобы уйти вслед за своим учителем, взвалив на себя ношу вечного предателя.

Источник: Яндекс. Картинки.https://www.pinterest. Н.Н.Ге "Иуда"
Источник: Яндекс. Картинки.https://www.pinterest. Н.Н.Ге "Иуда"

В своей интерпретации библейской истории Леонид Андреев раскрыл новые стороны в психологии предательства, которые представлены как оборотная сторона любви к Спасителю.

Спасибо за лайки и подписку.