Близится День Победы — один из самых важных праздников в году. И поэтому мы решили вспомнить героев, а точнее героинь, которые, приближали Победу, как только могли. Рассказываем о «Ночных ведьмах», бойцах 46-го гвардейского женского полка.
Боевое крещение. Тамань
Авиационный полк сформировали в октябре 1941 года, руководила его формированием Марина Раскова, летчица-штурман, которая еще в 1938 году участвовала в установлении авиационного рекорда дальности.
Командиром же полка была назначена Евдокия Бершанская, опытная лётчица с десятилетним стажем. Именно под ее командованием женщины и сражались вплоть до победы. Хотя полк шутливо именовали «Дунькиным полком» по имени его командира, смешного в его деятельности было мало.
«Боевым крещением» летчиц стала операция по прорыву мощного оборонительного рубежа немецко-фашистских войск «Голубой линии» в районе Новороссийска. После освобождения Таманского полуострова полк и получил еще одно прозвище — Таманский. 11 женщин погибли в ходе операции.
«Игрушечные» самолеты
«Ночные ведьмы» получили еще одно свое прозвище благодаря тому, что летали в основном ночью. Летчицы управляли легкими бипланами Поликарпова, которых еще называли По-2.
Несмотря на свои маневренные преимущества, легкие самолетики не имели никакой защиты — их корпус легко пробивался крупнокалиберными орудиями, загорались они от одной искры.
Для того, чтобы на борт поместилось достаточно орудий, девушки даже парашюты с собой не брали, а в качестве оружия носили только пистолеты. Позже их сменили пулеметы. Но пистолет никак не мог спасти летчицу, если она попадала в луч прожектора. Если это происходило, она была обречена.
«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (...) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала позже летчица Наталья Кравцова (Меклин).
Механики полка — тоже женщины — чинили самолеты буквально за часы.
«Наш учебный самолёт создавался для тренировочных полетов, — рассказывают авторы книги "Нас называли ночными ведьмами" И.В. Ракобольская и Н.Ф. Кравцова. — Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика».
Летая над бездной
До Второй мировой «на летчика» учились три года, но времени на это уже не было, и «ласточки» осваивали небесное искусство за полгода, занимаясь по 12 часов в сутки.
Летали «ведьмы» очень часто: за ночь один самолет совершил до 10 и более вылетов. «Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником. Но это — просто цифры, их не понять ни головой, ни сердцем.
«У меня было 16 боевых вылетов за одну ночь. Я не вылезала из самолета, – вспоминала одна из "ласточек" Надежда Васильевна. — Иногда под утро после таких изнуряющих полетов казалось, что нет сил вылезти из кабины».
Всего девушки «налетали» от 800 до 1000 раз.
«Мы должны были сами разглядеть сверху цель. А для этого приходилось максимально снижаться, — поясняла Надежда Васильевна. — В это время, уловив звук наших моторов, немецкие зенитчики стремились поймать нас в прожектора и открывали огонь. Эти прожектора для нас были гибели подобны, потому что они ослепляли летчика, и тогда пилотировать было крайне нелегко. Каждый раз приходилось сжимать себя в комок, чтобы точно сбросить бомбы, а еще хуже – не спасовать перед таким шквалом огня, который на нас обрушивали, не свернуть в сторону. Ведь среди нас были и такие, которые и сереньких мышек боялись, а тут...»
«Немцы называли нас ночными ведьмами, а "ведьмам" было всего от 15 до 27 лет», — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.
#ночные ведьмы #история великой отечественной войны #ветераны #герои #женщины в истории #женщина-пилот