Мой приятель в прошлом – журналист, учитель, переводчик, а теперь – таможенный брокер. В Германии уже 10 лет. Живет в Бонне, работает в Кельне. На автомобиле, без пробок, добирается за 20 минут!
ЖУРНАЛИСТ В ГЕРМАНИИ
Сергей окончил педагогический университет в Томске. Работал, школьным учителем, переводчиком с английского в филиале «ЮКОСа» в Нефтеюганске. С 2000 года – в журналистике. Трудился в «Томских новостях», ростовской «Комсомолке», «Советском спорте» и в Moskauer Deutsche Zeitung («Московской немецкой газете»).
В Германию переехал в 2012 году, так как предложили место в Deutsche Welle. Стал мультимедиаредактором в отделе новостей.
- Показалось, что это интересно. Большая известная компания, развитие, - рассказывает Сергей. - И можно узнать про Германию изнутри. Да и с детства, после того, как посмотрел «17 мгновений весны», мечтал об этой стране. Но приехал и… в работе разочаровался.
Во-первых, чем больше компания, тем меньше у творческой единицы шансов для самореализации.
Требуют от и до: таким языком, в определенном формате, без оценочных суждений. Шаг влево, шаг вправо – побег. Во-вторых, нужно было писать новости на русском языке. И понял, что начинаю деградировать. Хороший немецкий ухудшается. К тому же, журналистики, как таковой, стало мало, а переписывать новости на основе двух-трех источников от информационных агентств – конвейерная малоинтересная работа.
В-третьих, русскоязычный коллектив, как армия: я тут давно и дед, а ты только приехал и дух. Отношение сверху вниз. Типа, боги. Ну, и понты, присущие русскому человеку: я – гражданин Германии, статус выше, машина круче, прав больше.
Эти вещи сильно давили. И сделал вывод: лучше интегрироваться в местную среду, а не вариться в собственном соку.
Но по оплате, например, в Deutsche Welle было хорошо. И по соцпакету тоже.
ПРОЩАЙТЕ, СМИ!
Сергей выдержал в Deutsche Welle четыре года и ушел. Первое время пытался устроиться журналистом в другие места, но понял, что не так-то просто.
- В Германии журналист - профессия довольно престижная. Здесь, более-менее, существует свобода высказываний. Но есть и внутренняя цензура, потому что СМИ все-таки хотят заработать. Получить место в штате сложно и долго. Сначала журналист, будь трижды талантливым, должен несколько лет писать внештатно. Даже для немцев это тяжело.
И понял, что надо идти учиться и менять профессию. Обратился в агентство по труду и выбрал специальность в области экспедиции и логистики. В России такое образование приравнивается к среднеспециальному. Учился три года. Бесплатно, потому что за счет государства: 17 500 евро за весь период. Тоже, кстати, интересный момент. Я даже не резидент страны. Сдал госэкзамен и пошел туда, где проходил практику: в немецкую дочку «Совтрансавто». Там почти все в основном из России, Беларуси, Украины. Были два немца, которые не говорили на русском. И женщины из Словакии, Польши. Русский - основной язык общения. Деловая переписка - на немецком. И вновь обнаружил, что попал в закапсулированную искусственно созданную команду, где, как в армии или тюрьме, нездоровые иерархии. И по условиям было не очень хорошо. Даже пособие по безработице получал выше, потому что платили 60-70% от последних трех зарплат в Deutsche Welle.
А в 2020 году прошел собеседование и получил приглашение от американской компании, тогда ещё TNT. В конце года ее поглотил FedEx. И теперь я там - таможенный брокер. Работаю в основном на подготовке к растаможке грузов из Великобритании в Германию. Средние по немецким меркам условия. Коллектив интернациональный. Помимо немцев, много турков, Восточная Европа, бывшая Югославия, страны Албании, Польша, Румыния. Есть люди с Ближнего Востока. Из Сирии, Пакистана, темнокожая женщина из Африки.
НАЙТИ РАБОТУ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ТИТУЛЬНОЙ НАЦИИ
- Главное - хорошее знание языков. В Германии обязателен немецкий. Еще – квалификация, которая признана у них, потому что немцы – бюрократы, буквоеды. Даже если одобрят российский диплом (у меня признали), надо еще три года провести в университете, потому что программы разные. То же самое у врачей. Дипломы признают, но доучиваться приходится. В интернатуре, например. Высот добиваются. Один знакомый руководит клиникой сердечных заболеваний. Другая возглавляет акушерское отделение в Берлине.
Если есть мозги, желание и активная позиция, нет ничего невозможного.
КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАЖДАНСТВО
- Изначально был временный вид на жительство. Позволял работать. А потом женился на гражданке Германии и по истечении времени получил постоянный вид на жительство. И могу подавать на гражданство. Но пока не делаю этого, потому что придется отказаться от российского паспорта.
КАК ВЛИТЬСЯ В НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО
- С интеграцией не было проблем. Хороший язык. К тому же, достаточно космополитичен. По мировоззрению - европеец. Демократические или либеральные, как их называют в России, ценности имеют для меня определяющее значение: неограниченная свобода выбора, слова, уважение друг к другу, к личности. Если в России молодой специалист устраивается на работу и ему говорят: «Забудь, чему тебя учили. Покажем, как надо. Рот пока не открывай, смотри, как опытные люди делают». В Европе же сразу выдается кредит доверия. Ждут, что привнесешь новое. Говорят: «Покажи, чему научился. Двигайся. Даем дорогу».
ТОСКА ПО РОССИИ
- Скучаю только по Томску, где в 90-е прошла юность. И мама там. Иногда хочется повидаться с друзьями, пройтись по райончикам, с которыми что-то связано. Но это не ностальгия. Такого, чтобы налить водки и прослезиться, нет. Один товарищ сказал: «Ты не можешь прочувствовать курлыканья журавлей!». И я ему ответил, что впервые их косяки увидел здесь. Кстати, и берез в Германии полно.
УЕХАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
- Все индивидуально. Во-первых, надо, как минимум, владеть английским. Во-вторых, понимать, что умеешь, чем будешь заниматься. Даже если прекрасные социальные пособия, в стране с высоким уровнем достатка унизительно жить хуже других. В какой-то момент эта мысль начнет давить. Если есть работа, все в порядке. В противном случае участь печальна. Многим русским чего-то не хватает. Общения, эмоций, например. Немцы – более прагматичные, сдержанные. Для того, чтобы пойти вразнос, надо много выпить. У русских же, если праздник, сразу душа горит. Алкоголиков, бомжей, наркоманов тут тоже хватает. И соседи дебоши устраивают. Но в целом уровень культуры, социального сознания выше. Здесь так: живи и дай жить другим. В мелочах. Не сори, а брось бумажку в урну.
БЕЖЕНЦЫ, КАК СЛЕПЫЕ КОТЯТА
- 99.9% - женщины с детьми. Из Киева, Харькова. Берлин, Гамбург переполнены. Кельн и Дюссельдорф тоже. Живут в школах, спортзалах. Потеснили в лагерях для беженцев афганцев. У кого-то здесь родственники или знакомые. В Бонне использовали опыт прошлого года, когда случилось наводнение, и люди оказались без крова. Тогда расселили в гостиницы за счет муниципалитета. А еще существуют службы, куда обращаются немцы, готовые дать украинцам комнату на первое время.
Я состою в чате помощи украинцам и делаю там объявление, что если нужен переводчик, сопровождающий, пишите в «личку». Знаю язык, и сам сталкивался со многими проблемами. Понимаю, куда позвонить, где найти нотариуса, который сделает перевод на немецкий.
Первая волна – люди с большим достатком. Сразу, не дожидаясь социальных выплат, нашли жилье. Те, кто приехал позже, разные. У одной муж умер от «короны». То ли в дороге заразился, то ли уже здесь. И нужно было хоронить в Германии. А у нее денег нет. И все пришлось делать через социалку, ведомство по охране порядка.
Или родственница увезла без спроса детей, и ее ищут с Интерполом. Другая дама привезла на огромном джипе кучу сиамских кошек. Она разводила их в Киеве и захотела заняться здесь тем же. Еще одна – наркоманка. Участвовала в метадоновой программе на Украине. Метадон – заменитель героина. Действует не так ущербно на организм, потому что постепенно снижают дозу, чтобы человек имел шанс спрыгнуть. На Украине давали дозу на неделю, а здесь – большую, на каждый день. Еще ходил в оптику с женщиной. Выписывали очки. Есть люди совсем из глубинки. Сын одной такой беженки последние два года не ходил в школу. Ему 12-13 лет, а пишет плохо, не может поставить собственную подпись.
Стрессового состояния не заметил. Скорее, растерянность. Они, как слепые котята. Будто на другую планету попали. Не понимают, где находятся, не говорят ни по-немецки, ни по-английски. Знаешь, какой самый клевый вопрос задали? «А вы не в курсе, долго ли мы здесь пробудем?»
*В России Германия считается иностранным государством, совершающим в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
Когда вы в последний раз были в Германии?
Буду рада, если поставите пальчик вверх и подпишитесь на мой канал:)
#русские за границей #германия #бонн #deutsche welle #сергей косяков #беженцы в европе