Найти в Дзене
Первая учительница

Что нужно знать о согласных звуках?

Сегодня я продолжу рассказывать о том, как научить ребёнка различать звуки. Если пропустили первую часть, советую перейти по ссылке и прочитать. В этой статье речь пойдет о работе с согласными звуками. Согласные звуки подразделяются на звонкие и глухие. Почему одни согласные звуки парные, а другие нет? Парными их называют потому, что при их произношении наш речевой аппарат ведёт себя одинаково. Разница лишь в том, что в одном случае голос есть, а в другом - нет. Есть несколько способов, чтобы научить ребёнка определять звонкие и глухие согласные звуки. Уверена, что многие о них слышали или помнят со школьной скамьи. 1. Обхватываем шею ладонью и произносим согласный звук (чисто, без призвуков). Если мы почувствуем дрожание (вибрацию), значит согласный звук является звонким. А если ничего не чувствуем - соответственно, перед нами глухой согласный звук. Так происходит потому, что для образования звонких согласных используется голос. 2. Можно закрыть уши руками и произнести звук. Если
Оглавление

Сегодня я продолжу рассказывать о том, как научить ребёнка различать звуки. Если пропустили первую часть, советую перейти по ссылке и прочитать. В этой статье речь пойдет о работе с согласными звуками.

Согласные звуки подразделяются на звонкие и глухие.

-2
Почему одни согласные звуки парные, а другие нет? Парными их называют потому, что при их произношении наш речевой аппарат ведёт себя одинаково. Разница лишь в том, что в одном случае голос есть, а в другом - нет.

Есть несколько способов, чтобы научить ребёнка определять звонкие и глухие согласные звуки. Уверена, что многие о них слышали или помнят со школьной скамьи.

1. Обхватываем шею ладонью и произносим согласный звук (чисто, без призвуков). Если мы почувствуем дрожание (вибрацию), значит согласный звук является звонким. А если ничего не чувствуем - соответственно, перед нами глухой согласный звук. Так происходит потому, что для образования звонких согласных используется голос.

2. Можно закрыть уши руками и произнести звук. Если согласный звук звонкий, то мы также почувствуем вибрацию.

3. Звонкие согласные звуки можно пропеть.

А вы знали, что буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, расположены в начале алфавита?
А вы знали, что буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, расположены в начале алфавита?

Чтобы назвать для них глухую пару, произнесите эти звуки шёпотом. Остальные согласные звуки пары не имеют. Всегда звонкие согласные: [н], [м],[л], [р],[ й]. Всегда глухие согласные: [х], [ц], [ч], [щ]. 

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Предложите ребёнку понаблюдать за своим речевым аппаратом при произнесении слов путь-пюре, осы-осень, медаль-молот. Наверняка он заметит, что звуки произносятся по-разному.

При произнесении твёрдых согласных, язык не делает никаких дополнительных движений. А когда мы произносим мягкие согласные звуки, то середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам.
По твёрдости-мягкости согласные звуки также можно объединить в пары. На письме мягкость согласного обозначается запятой в верхнем правом углу.
По твёрдости-мягкости согласные звуки также можно объединить в пары. На письме мягкость согласного обозначается запятой в верхнем правом углу.

Чтобы научить определять твёрдый и мягкий согласный звук, также проделайте с детьми практическую работу. Вы называете твёрдый согласный звук (лучше начать с парных), а ребёнок-мягкий. Затем поменяйтесь ролями. Я часто использую мяч и превращаю выполнение задания в незатейливую игру.

Но не ко всем согласным можно подобрать пару. Предложите ребёнку произнести мягко звуки [ж], [ш], [ц]. Скорее всего у него получится. Тогда мы говорим о том, что эти согласные звуки всегда твёрдые. Также поступаем и с мягкими звуками [й], [ч], [щ]. Твёрдыми их сделать нельзя, они всегда мягкие.

-5

Может кто-то подумает, что ребёнку-дошкольнику всё это объяснять не нужно. Зачем загружать его голову информацией о каких-то звуках? Согласна, всё это знать будущему первокласснику не обязательно. В школу, в любом случае, примут и без этих знаний. Я не призываю всех учить детей определять глухие и звонкие согласные. Но...

Если вы берётесь объяснять своему ребёнку фонетику (наука, изучающая звуки), хотите подготовить его к первому классу, чтобы ему на уроках было легче и понятнее, то делайте это грамотно.

Если вы нанимаете репетитора для подготовки к школе, то будьте уверены в том, что ребёнка не перегружают лишней информацией. В том, что ему дают элементарные простые знания, которые действительно пригодятся. Именно с таким посылом я взялась написать несколько подобных статей.

Помните о том, что гораздо важнее развивать у дошкольника кругозор, творческие способности, самостоятельность, навыки общения. Советую прочитать о подготовке к школе, о готовности к школе.

А еще больше полезных материалов вы найдёте на моей странице. Буду рада новым подписчикам, вашим лайкам и комментариям.

#начальная школа #учитель начальных классов #подготовка к школе #учим буквы #учимзвуки #фонетика #первоклассник #обучение детей #советыродителям