Найти тему
Репетитор

Подлежащее в предложении

Оглавление

Несколько секретов и тонкостей определения подлежащего в предложении от репетитора в помощь школьникам и родителям. С чего начинать поиск подлежащего?

Разбор предложения по составу следует начинать с двух простых вопросов "кто?" и "что делает?" Этот способ подходит вообще для всех предложений в русском языке, даже для тех, в которых грамматические формы подлежащего и сказуемого существенно отличаются от обыкновенной схемы "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ГЛАГОЛ", и для односоставных предложений.
Секрет прост: задавая указанные вопросы в первую очередь, Вы уже настраиваетесь на поиск предиката и находите "самую сильную" часть в предложении.
При этом следует учитывать, что подлежащее может быть выражено любой частью речи, цельным сочетанием, фразеологизмом и любым другим сюрпризом либо вообще отсутствовать. Если подлежащее выражено просто именем существительным, то оно может быть только в именительном падеже и отвечать на вопросы "КТО?" или "ЧТО?"

Например:

- именные части речи:
Дом стоит.
Я ем.
Пятеро готовы в путь, двое собираются.

- цельное словосочетание:
Иван Петрович лихо отплясывал на свадьбе.
Полтора землекопа в обиде на двоечника.
Семеро козлят прячутся в домике.
Один из нас сходит за аптечкой.
Кто-то один подежурит.
Что-то тяжелое упало в подвале.
Авгиевы конюшни ждут Геракла. (фразеологизм)
Тутовый шелкопряд - это бабочка. (термин)

НО! Авгиевы конюшни следует почистить.
В данном предложении подлежащего нет. Авгиевы конюшни - дополнение в винительном падеже (вопросы кого? что?, а не кто? что?).

- инфинитив глагола:
Писать - обычный навык.

НО! Ждать бесполезно.
Главный член предложения выражен безлично-предикативным словом "бесполезно". "Ждать" - дополнение.

Особую сложность представляют собой такие примеры, как:

Особое дерево - платан.
Для определения синтаксической роли членов предложения в таких случаях рекомендуем одновременно пользоваться двумя приемами: перестраивать предложение, устраняя инверсию, и задавать вопрос "это что такое?" от предполагаемого подлежащего к предполагаемому сказуемому. В данном случае таким образом:

Платан - это что такое? - это особое дерево.

Также в зависимости от контекста синтаксическая роль слов в похожих конструкциях может отличаться. Сравним:
Для нас привычное растение -
полынь.

НО! Для нас привычное растение - (это какое?) полынь, а экзотика - (это какие?) баобабы с эвкалиптами.
Вместе с тем, возможен контекст, в котором акценты расставлены иначе, и, изменив конструкцию, мы получим совершенно противоположный результат:
Для нас
полынь - (это что такое?) привычное растение, а баобабы с эвкалиптами - (это что такое?) экзотика.
Таким образом, для верного определения главных членов предложения в аналогичных случаях необходимо внимательно относиться к содержанию текста.

Еще один сложный случай - именительный темы.

Если указанная фигура речи отделяется от следующего предложения восклицательным знаком или же многоточием, то трудностей не возникает. Сложность представляют случаи оформления именительного темы с помощью тире, как на примере ниже.

Крымские горы - они невысокие.
"Крымские горы" - именительный темы, подлежащим не является. Подлежащее - слово "они".