Найти тему

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения – холодное/теплое, барические ощущения – легкое/тяжелое).

С первых дней жизни ребенок учится новому. В его мозге формируются представления о том. Что такое форма, цвет, размер, запах, вкус. Положение предмета в пространстве. Различия между этими понятиями и являются сутью сенсорного развития ребенка.

Человек познает окружающий мир благодаря пяти сенсорным системам. Это зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Суть развития и воспитания сенсорной культуры ребенка и состоит в том, чтобы воздействовать на эти системы. Для этого существуют сенсорные эталоны, соответствующие свойствам всех предметов: цвета радуги, оттенки, система мер, геометрические фигуры и так далее. Сенсорное развитие ребенка – это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть нормы и методики. С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро все схватывают.

Задачи сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие координации движения кистей рук;
  • формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • активизация сенсорного восприятия, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, анализаторы осязания, обоняния и вкуса.

Развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребенка. В течение первого года жизни такие игрушки знакомят малыша с окружающим миром, учат распознавать геометрические формы и цвета. Большую роль в сенсорном развитии ребенка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребенка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

Главным направлениям деятельности в этом возрасте является предметная деятельность, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами. При развитии детей младшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной. В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры:

  • складывание картинки из геометрических фигур так, как показано на рисунке; находить предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник т.п.;
  • украшать листок бумаги узорами из различных фигур по образцу;
  • играть в лото на закрепление цвета (ребенку дают карточку, куда он должен собирать все вещи и предметы одного цвета);
  • использовать игры с застежками, различными шнуровками;
  • знакомить детей с животными и птицами через слуховое восприятие (включаем звукозапись голосов животных и птиц, чтобы дети отгадывали, чей это голос);
  • использовать пальчиковые игры, которые способствуют общению и речевой активности, например:

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья!

  • разбирать и собирать матрешку, учиться устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки. Обязательно проговаривать свои действия;
  • на прогулке обращать внимание детей на цвета, которые их окружают, называть их вместе с детьми. Например, травка - зеленая, цветочек -желтый, небо - голубое и т.д.

Во время игры использовать такие приемы, как группировка предметов по форме, цвету, величине. Обращать внимание детей на различие количества групп предметов. Показываем, где одна игрушка, а где их много.

Очень помогает развить сенсорику ребенка лепка из пластилина. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную или треугольную. А взяв в руки кусочек пластилина, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Развивающие коврики (пазлы). Ребенок может часами заниматься с ними. И, что самое интересное, они надолго приковывают его внимание. Они дают ребенку знания о целостной картине, которую он сам складывает по кусочкам. Развивается усидчивость, внимательность, воображение, умение доводить начатое до конца. Забавные изображения, которые он сделал, обязательно понравятся ребенку, и он станет складывать такие мозаики неоднократно.

Во время игр с пирамидкой нужно обращать внимание на правильное собирание колец на стержень, показывать, какой ровный край получается при этом. Обращать его внимание на неровную поверхность пирамидки при беспорядочном нанизывании колец на стержень. Эти игры дают представление детям о форме, поверхности предмета, дают понятие различного диаметра колечек, соответствия отверстия и стержня пирамидки. Такие игры по сенсорному развитию развивают наблюдательность, глазомер детей, внимательность и тактильное восприятие.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребенком работу по укреплению сенсорного восприятия. Поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, мышления, речи и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребенком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.

Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, шуму, вкусу, звучанию.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи. Особую роль в играх по развитию сенсорики ребенка должны принимать родители. Они должны рассказывать ребенку о форме того или иного предмета, его цвете, и т. д., чтобы у малыша формировались определенные знания, которые мы даем ему как дома, так и в детском саду.

Гуляя по улице, можно поинтересоваться, какого цвета машина проезжает по дороге, или каким цветом светит светофор. Дома можно рассматривать с ребенком фрукты, овощи, раскладывая их, называя цвет и форму каждого, чтобы малыш их запоминал.