Найти в Дзене
Вежливый Борт

Когда столица на таксомоторах передвигаться начала

Знать свою историю - обязанность каждого гражданина, именно поэтому историю преподают в школе. А если человек знает историю возникновения своей профессии, то он точно профессионал, тем более, когда речь идёт о возникновении профессии именно в своём городе.
Канал "Вежливый Борт" приветствует Вас лично, Уважаемый читатель. Сегодня немного истории, а именно о дне рождения столичного таксомотора.
Погнали! 04 октября 2022 года, столичному такси исполняется ровно 115 лет. Почему именно в этот день? Как появился в Москве первый автомобиль такси? Каковы были ощущения от поездки? Читайте в этой статье. Ещё в царской России первыми таксистами (но не таксомоторами) можно было считать извозчиков, которые оснащали свои «пролётки» и «брички» таксаметрами (таксомерами, таксометрами). Их пассажиры, привычно пользующиеся этим видом транспорта, оплачивали проезд по показаниям этого прибора, а не на договорной основе. Существует множество споров о том, кто же был первым изобретателем этого прибора. Не у
Знать свою историю - обязанность каждого гражданина, именно поэтому историю преподают в школе. А если человек знает историю возникновения своей профессии, то он точно профессионал, тем более, когда речь идёт о возникновении профессии именно в своём городе.
Канал "Вежливый Борт" приветствует Вас лично, Уважаемый читатель. Сегодня немного истории, а именно о дне рождения столичного таксомотора.
Погнали!

04 октября 2022 года, столичному такси исполняется ровно 115 лет. Почему именно в этот день? Как появился в Москве первый автомобиль такси? Каковы были ощущения от поездки? Читайте в этой статье.

Ещё в царской России первыми таксистами (но не таксомоторами) можно было считать извозчиков, которые оснащали свои «пролётки» и «брички» таксаметрами (таксомерами, таксометрами). Их пассажиры, привычно пользующиеся этим видом транспорта, оплачивали проезд по показаниям этого прибора, а не на договорной основе.

Существует множество споров о том, кто же был первым изобретателем этого прибора. Не уподобляясь слухам и спорам, можно сказать, что одним из первых таксометров в России, было изобретение П. Назарова, появившееся на свет в конце XIX – начале XX столетия, которым оснащались наёмные извозчики для контроля их заработка.

Таксометр Назарова. Фото автора
Таксометр Назарова. Фото автора

Задняя часть прибора предназначалась для контроля дохода извозчика и пломбировалась в торце, препятствуя доступу самого извозчика.

Задняя часть таксометра Назарова. Фото автора
Задняя часть таксометра Назарова. Фото автора

Позже, в России начали появляться модифицированные таксометры Бруна и массивные изобретения Кацкого, но столичное градоначальство не спешило с его массовым внедрением.
Изначально, о внедрении таксы на пассажирские перевозки в Москве, заговорили в 1880-х годах, при правлении городского головы Алексееве, но до дела эти разговоры так и не дошли. Идею возобновили лишь в 1910-1911 годах, когда в Городскую Управу поступило сразу два заявления о внедрении счетчиков в извозчичьи пролётки. В эти годы в Санкт-Петербурге уже вовсю использовалось подобное оборудование, а седоки (пассажиры) больше доверяли экипажам с таксометром, чем без него, где такса за проезд на прямую зависела от настроения извозчика.

Первым таксомотором в Москве оказался частный владелец автомобиля марки “Oldsmobile” в 1907-м году.
Выехав на московские улицы 21-го сентября (
по старому стилю) 1907-го года, управляя своим дорогим приобретением американского автопрома, закрепив на нём табличку: «Извозчик, такса по соглашению», он дал старт развитию таксомоторной отрасли в Москве. С этого момента, а именно 04 октября (по новому календарю) 1907 года и начался отсчет летоисчисления рождения Московского Такси.

Примечательно, что международным днем таксиста назначен день 22 марта, того же 1907-го года. Именно в этот день таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник.

Московский предприниматель, который первым вышел «на линию» столичных улиц, управляя собственным автомобилем, не остался не замеченным, и газета «Голос Москвы», на следующий же день, опубликовала заметку о нём:

Фото автора
Фото автора

«Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофёр привесил к своему небольшому «Ольдсмобилю» плакат «Извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков» - гласил текст.

Такую заметку в столичной газете, можно охарактеризовать, как первую рекламу таксомотора в Москве, ведь редакция, сама того не ведая, этой заметкой привлекла особое внимание читателей к новому виду транспорта.

Уже в 1909-м году в Москве было организовано первое транспортное предприятие, которое носило название «ТАП» (Товарищество Автомобильного Передвижения), в составе которого имелось четыре автомобиля марок: FIAT (Италия); NAG (Германия) и DARRACQ (Франция), а гараж этого предприятия находился по адресу Старая Басманная, дом 8.

Реклама "ТАП"
Реклама "ТАП"

История сохранила и первые впечатления пассажира от поездки на одном из первых автомобиле Московского Такси: купец первой гильдии, господин Мамликов, написал своей жене в Воронеж письмо, датированное 1910-м годом:

«А вчерась, разлюбезная моя Анастасьюшка, добирался я в нумера с приятелем моим из Яра на моторной карете заместо извозчика. Жутко было ехать, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста, тряска, однако и приятственно, ибо восторженными взглядами обывателей да собачим лаем были мы препровождаемы от самой ресторации. Против обычного заплатил я за проезд 1,5 рубля серебром. Извозчик, шельма, дерет меньше. Однако предсказываю я большое будущее этой механике, потому как, говорят, в Париже теперь сплошь механика, таксомоторами называемая»

Понравился материал? Поддержите канал.
Спасибо.

Всем Добра и Удачи.
Пока!

-6