Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Где в Петербурге воспитывали гениев? Легендарная школа Карла Мая?

Оглавление

Читая о талантливых, великих людях дореволюционной России, я уже безошибочно могла определить, что эти гении учились в Школе Карла Мая.

Карл Иванович Май – талантливейший педагог практик

Карл Иванович Май
Карл Иванович Май

Один из его выпускников вспоминал:

… у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах.
Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости.

Объяснялось это очень просто, дело в том, что девизом школы было «Сперва любить – потом учить».

Карл Май создал такую систему образования и, главное, воспитания, которая предусматривала, во-первых, взаимное уважение учителей и учеников, во-вторых, взаимодействие с семьей, в-третьих, развитие индивидуальных способностей каждого ученика, но самое главное – это научить детей самостоятельно мыслить!

Еще один выпускник школы, Д.В. Философов сказал так:

Школа Мая была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Деление учеников производилось на две группы: латинисты, это те, у кого обнаруживали гуманитарные способности и нелатинисты – они получали знания по точным наукам и в будущем становились инженерами.

Школу создали в 1856 году в Петербурге несколько немецких семей, которые хотели дать своим детям более полное и глубокое образование. Это частная немецкая мужская школа первые 25 лет была немецкой – на русском языке велись только такие предметы, как русский язык, литература и история.

-2

В 1881 году, когда ввели новый устав, согласно которому запрещалось принимать в вузы тех, кто окончил школу не по государственной программе, Карл Май подал прошение императору Александру II, и тот разрешил его школе вести часть предметов на немецком языке! Это продолжалось до 1914 года…

Библиотека в школе Карла Мая, 1910–1914 годы
Библиотека в школе Карла Мая, 1910–1914 годы
Столовая в здании школы на 14-й линии
Столовая в здании школы на 14-й линии
Здание школы К. Мая на 14-й линии
Здание школы К. Мая на 14-й линии
Учебный класс
Учебный класс

Выпускники школы Мая показывали такой уровень образования, что со временем количество желающих в ней учится увеличилось чуть ли не в разы!

И, если вы думаете, что школа была доступна только определенному сословию, то ошибаетесь. Как социальный, так и национальный состав был разнообразен.

Кстати, детям из богатых семей не позволяли приезжать на экипажах. Родителей просили высаживать ребенка за два квартала от школы, чтобы мальчик шел пешком со всеми остальным детьми и не чувствовал над ними превосходства.

Академик Дмитрий Лихачев вспоминал, что в 1916 году у отца одного из учеников был автомобиль и тот ни разу не подвозил своё чадо к дверям школы, это было просто не принято.

Столярный кабинет
Столярный кабинет

Вместе с сыновьями #князей Гагарина, Голицына и Орлова, учились дети швейцара. Учились здесь дети династии Бенуа, Рериха, Елисеевых. А национальный состав учеников был почти мировым: русские, англичане, финны, татары, китайцы, французы, евреи…

Школа была #платной, но плата была такова, что и крестьянин мог отдать своего сына на обучение в школу Карла Мая.

Рисовальный класс
Рисовальный класс

По утрам всех учеников встречал сам #директор и пожимал каждому руку! Это было и уважением к ученикам и, свое рода, показателем доверия.

Если ученик в чем-то провинился, то во время утреннего приветствия директор не подавал ему руки. Он отводил руки за спину, и вся школа видела это!

Затем директор просил этого ученика зайти к нему во время перемены. Ученик приходил, директор предлагал ему сесть и спокойно объяснял, почему тот не должен был совершать этого поступка.

У школы существовал свой символ «Майский жук» - все, окончившие её, потом называли себя «майскими жуками».

Принципы школы Мая:

Сперва любить — потом учить.
Главная задача наставника — приготовить юношу к труду, полезному для общества.
Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания.
Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителей.
Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещённость, чутьё правды, сила воли.
Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность и самые знания приноровлены к их силам.
От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
Дисциплина — ещё не воспитание.
Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия.
Увлечение какими-либо занятиями и усердие к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика.
Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует степени тяжести содеянного проступка.
Семья, школа и церковь — это три силы, которые воспитывают человечество.

Эти принципы актуальны не только для преподавателей, но и для родителей. Согласны? Мудрость и простота + знания.

«Четыре директора»: В. А. Краснов (стоит), А. Л. Липовский (слева) и В. А. Кракау у портрета К. И. Мая
«Четыре директора»: В. А. Краснов (стоит), А. Л. Липовский (слева) и В. А. Кракау у портрета К. И. Мая

Осенью 1918 года школу #национализировали, и теперь это стала Советская единая трудовая школа. Свои традиции и преподавательский состав школа сумела сохранить до 1929 года.

В январе 1929 года после антибуржуазной кампании в прессе, совершенно необоснованных обвинений, многих преподавателей уволили.

Барельеф майского жука над входной дверью школы. Его уничтожат в 1929 году...
Барельеф майского жука над входной дверью школы. Его уничтожат в 1929 году...

Но потом, постепенно, #педагогический состав стал пополняться достойными людьми, уровень образования был высочайшим. Перечислю только несколько фамилий выпускников «Майской школы»:

Деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Верейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е.Каплянский, дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко.

С 1937 года по 1942 в школе находилась артиллерийская школа, потом обычная гражданская #общеобразовательная.

В 1976 году зданию #школы требовался срочный ремонт, учеников перевели в другое здание (13 линия, дом 28). Ремонт так и не сделали тогда, и всё уникальное оборудование учебных кабинетов было брошено и, в конце концов, пропало.

Сегодня в старом здании школы разместился Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН.

В 1994 году был создан музей Школы Карла Мая.