Идея создания ансамбля Петергоф - прославление мощи Русского государства, его триумфа в борьбе за освобождение исконно русских земель, за утверждение на Балтийском море.
Петергофские ансамбли создавались трудом и талантом тысяч строителей, выдающихся зодчих, скульпторов, садоводов, живописцев, которые отразили широту русской души. Восстановленным после войны Петергофом гордится весь российский народ.
Большой дворец - самое главное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля. Расположен на уступе 16 метров над Нижнем парком и поэтому хорошо виден с моря. Длина фасада перед Большим фасадом 300 метров. Боковые корпуса дворца увенчаны куполами высота 27 метров и придают дворцу праздничность и нарядность. Двуглавый орёл - символ российского самодержавного государства вращается над куполом. Усиливается эффект величия и торжественности. Во дворце более 50 парадных помещений. Реставрация дворца после войны заняла несколько десятилетий. В 1952 году на месте руин над Большим каскадом встал возрожденный Большой Дворец. В 1956 году над дворцом поднялись золоченые купола. В шестидесятые годы для просмотра были открыты Портретный, Тронный и Чесменский залы. В семидесятые годы - Кавалерская и Голубая гостиные, Зал для приёмов. Сегодня Большой Дворец - живое произведение искусства, радующее и восхищающее своим совершенством. Экскурсия по дворцу позволяет увидеть великолепные интерьеры и получить впечатления на всю жизнь!
Дворец Марли - самый скромный из всех петровских дворцов Нижнего парка. Дворец сооружён одновременно с прудами по проекту Браунштейна в 1720 - 1723 годах. С названием дворца связан любопытный факт. Декабрист А.Бестужев в память о своей военной службе в Петергофе выбрал себе псевдоним Марлинский, под которым и стал известен как замечательный писатель. Интересная страница в биографии дворца в 1899 году, когда архитектор А.Семенов разобрал здание до основания, предварительно обмерив и сняв все подлинные детали отделки, и вновь возвёл его на прочном фундаменте с особой тщательностью и с такой точностью, что дворец не отличался от первоначального. В настоящее время здесь экспонируются картины, сохранившиеся с петровских времен, книги, мебель, которые вернулись после эвакуации 1941 года. После войны дворец Марли был отреставрирован заново.
Павильону Эрмитаж отводилась роль места для увеселительного и уединенного времяпровождения лиц из ближайшего окружения царской особы. Павильон окружен глубоким и широким рвом. Ров наполнялся водой и через него был перекидной мост в начале XVIII века. Эрмитаж строился по проекту Браунштейна в 1721 - 1725 годах. Немало хлопот строителям Эрмитажа доставил подъемный стол с первого на второй этаж. Большой овальный облицованный орехом на 14 персон. Подъемный стол позволял трапезничать без присутствия слуг. Такой же курьезной забавой как стол в Эрмитаже было и подъемное кресло, на котором гостей поднимали на второй этаж. В Эрмитаже также обсуждались важные государственные дела. Принцип шпалерного размещения картин использовался для расширения пространства. После войны Эрмитаж был восстановлен и первым среди музеев был открыт для посетителей. Но подъемный стол больше не существует.
Дворец Монплезир /по-французски мое удовольствие/. Так именовали подобные постройки, подчеркивая их сугубо личное назначение. Дворец стоит на самом берегу залива. Место для постройки дворца близко к морю выбрал Петр I и дал схематический чертеж. Монплезиром занимались архитекторы Браунштейн, Леблон, Микетти, лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики. Кирпичная кладка выполнена под руководством каменных дел мастера Якова Неупокоева с такой тщательностью и прочностью, что стены незыблемо выдержали испытание временем, удары наводнений, потрясения военных лет. Постройка и декоративная отделка дворца были закончены в 1723 году. В Монплезире отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени, самый дух эпохи. Именно поэтому В.Г.Белинский относил его к числу таких же великих исторических памятников, как Московский Кремль.
Стройные беломраморные Фонтанные колоннады отделяют партерные цветники Нижнего парка от его зеленого массива.
Воронихинские колоннады - это колоннады, на крыше которых установлены по три сияющие золотые вазы и павильоны с золотыми куполами высотой в девять метров.
Фонтаны бьют из ваз, а также из золотых куполов, стекая в мраморные полукруглые чаши под окнами павильонов.
В 1800 - 1803 годах взамен старых деревянных галерей соорудили по проекту Воронихина кирпичные, облицованные пудостским камнем, с мраморными колоннами, цоколем и крыльца и из гранита. На колоннадах поставили свинцовые вызолоченные фонтанные чаши, купола покрыли листами золоченой латуни и вывели на их вершины трубки с вододействием. На крыльцах установили изваяния львов, вырубленные по моделям И.Прокофьева. За проект Петергофских колоннад Воронихину было присвоено звание архитектор. Историческая традиция утвердила за ними название Воронихинских.
Екатерининский корпус в Петергофе ранее был предназначен для приемов и балов, официальных мероприятий и маскарадов. Архитектор Ф.Б.Растрелли. Построен в 1746 - 1759 годах для императрицы Елизаветы Петровны. Название в честь великой Екатерины Алексеевны, мраморная статуя Екатерины в вестибюле дворца. Новая государыня использовала здание для парадных обедов и ежегодных балов выпускниц основанного ею Смольного института. Екатерина изменила интерьер с пышного барокко на благородный классицизм. Большое количество предметов искусства. На столах в Жёлтой гостиной выставлен самый великолепный и знаменитый из русских фарфоровых сервизов - Гурьевский из четырёх с половиною тысяч предметов. В музее первоклассная коллекция отечественной мебели из ценных пород дерева. Чудесная коллекция предметов из декоративной бронзы - часы, подсвечники. Гобелены, картины, портреты, статуи, мраморные камины, зеркала в золоченых рамах, персидские ковры, вазы, великолепная декоративная отделка стен и потолков - все это можно увидеть при посещении дворца. Уверена, что появится желание еще вернуться в этот замечательный дворец много раз и удивится таланту всех мастеров - создателей таких шедевров!