Найти тему

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников

Одной из актуальных проблем в педагогике и мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде.

Социальное развитие ребенка заключается в процессах социализации и индивидуализации, происходит погружение ребенка и в предметный мир, и в социальное пространство отношений через общение с близкими, окружающими людьми и сверстниками. Особое внимание при этом уделяется тем этапам развития ребенка, в период которых закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление ребенка. Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.

И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

В дошкольном возрасте ребенок испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Известный советский психолог Л.С. Выготский подчёркивал, что «через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие».

Дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью. Поэтому социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является сюжетно-ролевая игра. Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. Игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника.

Игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда это происходит гладко и мирно, но это путь обучения.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие.

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры.

Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Игра обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Ролевая игра вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной игры при реализации ее общего замысла.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:

социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа.

Коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели.

Деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность.

Функция самореализации. Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.

Функция коррекционная (защитная). В ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы.

Как пишет Д.Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых.

Задача воспитателя – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки, сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные чувства, учились мечтать и фантазировать. Положительные эмоции, впечатления, знания – вот основа содержательных игр!