Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А.Сухомлинский
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или дома на обоях тем, что попадется под руки, будь это карандаши, мелки. Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи.
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При использовании нетрадиционных техник рисования работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Рисование в нетрадиционной технике в раннем возрасте:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность ребенка в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма и цвета, восприятие;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Каждая из техник – это веселая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, и в результате получаются самые настоящие шедевры.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них, которые я применяла со своими воспитанниками.
Первый метод, который я применяла, – это рисование ватными палочками. Рисование ватными палочками очень нравится детям раннего возраста. Это, конечно, больше не рисование, а раскрашивание точками. Процесс очень простой: ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок. Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво, и можно придумать, что угодно.
Например, одна из работ – «Осеннее дерево». Я давала заготовку с нарисованным деревом, ребятам надо было нарисовать листву на дереве и на земле. Ребятам предлагалось выбрать цвет гуаши самим, в зависимости от их фантазий, некоторые выбирали несколько цветов, в результате получились замечательные работы.
Можно приготовить, например, раскраски с одеждой и предложить детям украсить ее, одновременно мы закрепляем и цвета.
Следующий метод, который я применяла, – это рисование ладошкой.
Чем полезен этот вид рисования для ребенка? Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом, или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Работая по лексической теме «Вежливые слова», мы выполнили с ребятами коллективную работу. Получилось чудесное солнышко добрых слов, в котором лучиками были отпечатки ладошек ребят.
По проекту ко Дню матери «Моя любимая мамочка» мы с ребятами выполнили коллективную работу «Любимые мамочки, с праздником!».
Рисование ладошкой и пальчиками «Рыбки».
Отпечатав сомкнутую ладошку, можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки.
Рисование губкой «Дерево в снегу».
Ребятам раздала нарисованное дерево, а им надо было нарисовать снег с помощью прикладывания губки с белой гуашью.
Рисование пальчиками.
Пальчиками можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры – все равно будет получаться очень красиво и необычно.
Прежде всего необходимо показать ребенку, как пользоваться красками. Нужно взять его пальчик в свою руку, обмакнуть в краску и показать, как сделать отпечаток на листе бумаги. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы пальчик ребёнка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по бумаге, старался не выходить за контуры работы.
Рисование оттиском с пробкой.
Способ рисования: ребёнок прижимает печатку (пробку) к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Прижимать пробку нужно уверенно, ритмично, не сдвигая с места. Можно использовать различные пробки и крышки.
Самое главное для педагога – видеть радость в глазах детей. Желаю творческих успехов!
Воспитатель Шакирова Л.В.