Найти в Дзене
некоторая комедия

Советская эстрада – это стендап?

Несколько раз попадалось мнение, что советские сатирики и юмористы – это тоже стендап. Судя по тому, что читал об американском стендапе, все зависит от того, как посмотреть. В США, например, так и не решили, кого считать первым стендап-комиком, но критерии отбора были простые: если человек выступал на сцене один и рассказывал шутки, то он был стендап-комиком. В таком случае Райкин, Жванецкий, Петросян и так далее – все стендап-комики. Есть и другой взгляд. В середине 1950-х в американском стендапе появились Ленни Брюс, Морт Сол и Джонатан Уинтерс, которые, как говорится, перевернули игру. Клиф Нестерофф в своей книге The Comedians объяснял, что до этого американские комики шутили, допустим, о каком-то воображаемом парне или о теще, которой у них никогда не было, и в целом выходили на сцену в образе: «Стендап не был личным, потому что мало комиков писали себе сами. Комедийный автор мог продать один и тот же материал на общие темы куче людей». Новое поколение конца 1950-х – начала 1960-х

Несколько раз попадалось мнение, что советские сатирики и юмористы – это тоже стендап. Судя по тому, что читал об американском стендапе, все зависит от того, как посмотреть. В США, например, так и не решили, кого считать первым стендап-комиком, но критерии отбора были простые: если человек выступал на сцене один и рассказывал шутки, то он был стендап-комиком. В таком случае Райкин, Жванецкий, Петросян и так далее – все стендап-комики.

Есть и другой взгляд. В середине 1950-х в американском стендапе появились Ленни Брюс, Морт Сол и Джонатан Уинтерс, которые, как говорится, перевернули игру. Клиф Нестерофф в своей книге The Comedians объяснял, что до этого американские комики шутили, допустим, о каком-то воображаемом парне или о теще, которой у них никогда не было, и в целом выходили на сцену в образе: «Стендап не был личным, потому что мало комиков писали себе сами. Комедийный автор мог продать один и тот же материал на общие темы куче людей». Новое поколение конца 1950-х – начала 1960-х говорило со сцены уже от своего лица, рассказывало о своей жизни и смотрело на мир со своей точки зрения.

При таком подходе на советской и постсоветской эстраде остается очень мало примеров. Больше всех годится разве что Михаил Задорнов, и еще несколько редких выступлений: выпуски «Вокруг смеха», где Андрей Миронов вспоминал о рояле, который в детстве стоял у них дома, а Ролан Быков рассуждал о детстве в общем; или Рина Зелёная на юбилее Московского театра сатиры.