Найти тему

История становления института профсоюзов в России

Предпосылки формирования профсоюзных организаций в Царской России

Профессиональные союзы с конца XVIII века получают широкое распространение по всему миру.

В России до конца XIX в. образование рабочих союзов не допускалось — действовало лишь небольшое количество касс взаимопомощи.

В 1875—1876 гг. в Одессе был создан Южнороссийский союз рабочих. В 1878—1880 гг. действовал Северно-русский союз рабочих в Санкт-Петербурге. С 1890-х годов в Царстве Польском, Северо-западом крае, Санкт-Петербурге и Москве стали возникать нелегально «рабочие союзы в связи с активной деятельностью социал-демократической политической партии»1. В 1901-1903 гг. по инициативе С. В. Зубатова в Москве и Санкт-Петербурге были открыты с разрешения властей первые легальные рабочие союзы. В 1904 году по инициативе священника Георгия Гапона было открыто «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Однако после событий 9 января 1905 года оно было закрыто. Первые профсоюзы были созданы в марте 1905 г. на крупных заводах Петербурга. В 1906 г. общегородские профсоюзы металлистов организуются в Москве, Харькове, Киеве, Туле, Екатеринославе, Луганске. «Крупные профсоюзы строились по производственному признаку, но существовало множество мелких союзов, организованных по профессиям. Профсоюзы организовывали стачки, забастовки, отчисляли в стачечный фонд средства для безработных, создавали столовые, общежития, бюро по подыскиванию работы, вели переговоры с администрацией по поводу улучшений условий труда, издавали газеты и журналы»2. Некоторые из них первоначально были легализованы, но затем подвергались административным преследованиям, были закрыты или существовали нелегально. В 1910 году начался новый подъем рабочего движения и борьбы за профсоюзы между партиями большевиков и меньшевиков.

Таким образом, профсоюзное движение в России начало зарождаться с появлением рабочего класса. Их основной целью была защита материальных интересов формирующегося пролетариата. Крупные профсоюзы начинают формироваться в рамках перспективных отраслей промышленности в крупных городах. Первоначально деятельность профсоюзов была открытой. Но взаимоотношения профсоюзов с официальными властями вынуждают первые действовать вне закона. Соответственно, их роль была минимальной, поскольку они не могли участвовать в законотворчестве и решении споров между работниками и работодателями.

Правовое регулирование профсоюзов в Советский период и в настоящее время

Активный всплеск профсоюзного движения в России наблюдается с приходом Февральской революции, свергнувшей самодержавие. «Так, только в течение марта-апреля 1917 года в Петрограде и Москве было организовано 130 профсоюзов, а по всей России - около 2000. Число членов профсоюзов достигло почти 1,5 млн. человек»3. Фабзавкомы и профсоюзы решали вопросы «о выработке тарифов, заключении коллективных договоров, организации медицинской помощи рабочим»4 и т.д. После Октябрьского государственного переворота правовой статус российских профсоюзов наполняется качественно новым содержанием. Был создан Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). В первые годы советской власти профсоюзы сыграли важную роль в «ликвидации безработицы и безграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом семей рабочих»5.

Зачатки новой системы профсоюзов возникли и эволюционировали в крайне катастрофических условиях, когда государство проводило политику «военного коммунизма». Одним из основных направлений такой политики стал процесс активного «огосударствления» российских профсоюзов. В условиях начального процесса социалистической организации труда российские профсоюзы как общественные организации «фактически становятся необходимым сегментом системы государственного механизма»6.

До первой кодификации трудового законодательства локальное регулирование социально-трудовой сферы осуществлялось рядом нормативно-правовых актов (декреты, положения, постановления, инструкции, наказы и т.п.). Профсоюзы являлись стороной коллективного договора и наделялись достаточно широкими полномочиями по вопросам: «разработки проекта коллективного договора; его заключения с противоположной стороной (предпринимательскими союзами, торговыми и промышленными обществами, правительственными и общественными предприятиями, учреждениями); предъявление данного договора на утверждение Народного Комиссариата труда (НКТ) и его местных органов»7.

В первом КЗоТ 1918 г8. были закреплены права профсоюзов. В нем не упоминалось словосочетания «коллективный договор», но подтверждались полномочия профсоюзов по выработке тарифных положений, которыми регулировались условия труда «во всех предприятиях и хозяйствах, советских, национализированных, общественных и частных». Эти тарифные положения согласовывались с руководителями или владельцами предприятий и хозяйств и поступали на утверждение в НКТ.

В целях охраны жизни, здоровья и труда «всех лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью», была учреждена советская Инспекция труда в качестве выборного рабочего органа пролетарской диктатуры. Трудовые инспектора избирались непосредственно советами профсоюзов по соглашению со страховыми кассами. На трудовую инспекцию возлагался контроль за исполнением нормативно-правовых актов, регулировавших социально-трудовую сферу «и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности жизни и здоровья рабочих и работниц»9. КЗоТ РСФСР 1918 г. конкретизировал порядок осуществления охраны труда, посвятив данным вопросам отдельный раздел, и возлагал определённые контрольно-надзорные полномочия за данной сферой на Инспекцию труда, а также на технических инспекторов и на представителей санитарного надзора. КЗоТ также подтвердил принцип выборности трудовых инспекторов. Но на практике деятельность российских профсоюзов была сопряжена с рядом острых проблем. Они «…ещё не вполне освоились со взглядом на себя как на организации и органы классового господства пролетариата», «…не проявляют необходимой энергии ни в назначении инспекторов труда, ни в привлечении членов профессиональных союзов к активной работе по охране труда, ни к готовности идти на работу выполнения законных стремлений рабочего класса к оздоровлению условий работы и жизни работников»10. В принятой II Всероссийским съездом профессиональных союзов (16-25 января 1919 г.) резолюции «Охрана труда и социальное обеспечение трудящихся» указывалось на то, чтобы профсоюзы незамедлительно «приступили внутри союза к организации постоянных комиссий по охране труда и их ячеек в предприятиях; усилили работу на местах по созданию инспекции труда путём подбора и подготовки для этой цели активных работников», «распространили … охрану труда и надзор по её осуществлению на все виды труда» и оказывали содействие трудовым инспекторам «по снятию с работ малолетних и проведению сокращённого рабочего дня для подростков»11.

Основные направления деятельности советских профсоюзов касались вопросов безработицы, занятости и трудоустройства; рабочего контроля; укрепления трудовой дисциплины и поднятия производительности труда; вопросов заработной платы; охраны труда; социальной защиты трудящихся.

Для борьбы с безработицей и полномасштабного распределения и учёта рабочей силы были созданы биржи труда, система которых складывалась из 2-х звеньев: местных и областных. Учреждение данных органов возлагалось на профсоюзы, а управленческие функции осуществлялись специальным комитетом биржи труда, состоявшим из «представителей профессиональных союзов, 2-х представителей местного Совета Рабочих Депутатов и 2-х представителей городского и земского самоуправления»12. Вскоре на смену биржам труда приходят специальные отделы по распределению рабочей силы, созданные положением СовНарКома от 1 ноября 1918 г., управление которыми возлагалось на «соответствующие коллегии, создаваемые из полномочных представителей профсоюзов, делегированных представителей от Советов рабочих депутатов, а также представителей от крупных производственных союзов и Совета народного хозяйства»13. Первый в российской истории Кодекс законов о труде РСФСР, принятый в декабре 1918 г., подтвердил определённые полномочия профсоюзов по вопросам занятости и трудоустройства.

Рабочая программа социального страхования предусматривала обеспечение представителей рабочего класса в случаях: временной нетрудоспособности, беременности и родов, инвалидности, старости и возлагала страховое бремя (т.е. обязанности по уплате страховых взносов) на предпринимателей-работодателей. В первый год становления пролетарской диктатуры были приняты основные правовые нормативы, заложившие основы и особенности правового регулирования советской системы социального обеспечения трудящихся. Положение «О страховании на случай безработицы» (от 11 декабря 1917 г.) предусматривало выплаты социальных пособий по безработице лицам, зарегистрированным в местных биржах труда или профсоюзах, «а при их отсутствии в больничных кассах». Данные пособия формировались за счёт средств, перечисляемых нанимателями в местную кассу безработных, в установленные законом сроки. Данные кассы безработных учреждались в каждом городе или поселении, с числом жителей свыше 20 тыс. человек, и возглавлялись специальным комитетом кассы, состоявшим из местного совета профсоюзов (на 3/4) и из представителей местной больничной кассы (на 1/4)14. Декрет «О страховании на случай болезни» (от 22 декабря 1917 г.) предусматривал не только оказание врачебной помощи, но и выплату денежных пособий по нетрудоспособности. Для практического осуществления данных мероприятий учреждались больничные кассы, которые выдавали денежные пособия по случаю временной нетрудоспособности, беременности и родов, смерти (пособие на погребение). Управление больничными кассами осуществлялось делегатским собранием и правлением на принципах выборности, сменяемости, открытости, коллегиальности15.

Вышеупомянутый съезд российских профсоюзов призвал профсоюзы принять активное участие «в деле строительства единых страховых государственных органов путём создания при отделах труда местных Совдепов соответствующих подотделов», приступить к осуществлению положения «О социальном обеспечении трудящихся» (от 31 октября 1918 г.). Положение фактически приостановило развитие системы рабочего социального страхования и провозгласило начало строительства единой, централизованной системы государственного социального обеспечения трудящихся16.

В 1921 г. советские профсоюзы участвовали в создании Профинтерна, просуществовавшего до 1937 г. В связи с образованием СССР, профсоюзы вошли в общесоюзную структуру профсоюзов (ВЦСПС).

В КЗоТ 1922 г. профсоюзам посвящена целая глава, значительно расширившая их права.

В 1933 г. в ведение профсоюзов были переданы управление социальным страхованием и контроль за соблюдением трудового законодательства, за состоянием охраны труда и техники безопасности. В 1958 г. приняты Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профсоюзов, Положение о постоянно действующем производственном совещании. За профсоюзами было закреплено право законодательной инициативы и выработки законов и постановлений, регулирующих условия труда рабочих.

Профсоюзные комитеты на предприятиях СССР осуществляли контроль за выполнением законов о труде, распределяли путевки в санатории и дома отдыха и т. п. Однако они фактически были подконтрольны властям.

Новый этап в существовании профсоюзного движения в России начался с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов. 23 марта 1990 года состоялся Учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР, который провозгласил «отказ от идей марксистско-ленинского учения и создание федерации независимых профсоюзов Российской Федерации (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений»17.

В 1991 после распада СССР всесоюзный орган ВЦСПС был распущен. Роль его преемника досталась ФНПР. Появились и профсоюзы, не входящие в ФНПР. Также в РФ существует союз профсоюзов РФ (СПР), в который вошли независимые общероссийские профсоюзы и несколько межрегиональных.

Современные российские профсоюзы испытывают проблемы, которые имеют в большей степени объективный характер, т.к. обусловлены прошлым опытом. Главная проблема заключается в том, что «в самом начале российских рыночных реформ, объявив свою независимость, российские профсоюзы не получили реальной экономической, политической и другой независимости. В 1993 г. негосударственный российский Фонд социального страхования был передан в ведение Правительства РФ, и тем самым экономическая независимость новых профсоюзов изначально оказалась под угрозой»18.

Российские профсоюзы, освободившись от государственного «протектората», оказались малоэффективными. Реальная и непосредственная зависимость профсоюзных организаций от работодателя заложена и в современном трудовом законодательстве. Так, современный российский работодатель, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, «обязан способствовать процессу создания и функционирования профкома как первичной профсоюзной общественной организации работников, обеспечивать данную организацию всеми необходимыми условиями для плодотворной работы, при этом освобождать работника-члена данного профсоюза от выполнения трудовых функций, с сохранением места работы и заработной платы на период делегирования (но не более чем на 3 месяца) данного работника для участия в коллективных переговорах»19. При таких условиях профком конкретной организации не может быть независимым, объективным и справедливым при защите трудовых прав своих работников-членов профсоюза и зачастую либо полностью бездействует, либо «переходит на сторону» работодателя, осуществляя при этом сугубо формальные функции, продлевая своё «искусственное» существование20.

Такое положение дел недопустимо в современных условиях, когда работники остро нуждаются в расширении способов и форм защиты своих трудовых прав.

Всё сказанное выше подводит нас к следующим выводам. После событий 1917 г. профсоюзная деятельность серьёзно активизировалась. Появляется центральный управляющий орган, систематизирующий профсоюзную работу в разных сферах и регионах, - ВЦСПС. Для осуществления отдельных функций в профсоюзной работе был сформирован ряд органов: инспекции труда, народный комиссариат труда, биржи труда и др. Профсоюзы в годы советской власти действуют на легальном уровне, имея серьёзную нормативно-правовую базу. С 1922 года их статус оформлен в КЗоТ. В то же время профсоюзы становятся подконтрольны государству, что лишает их самостоятельности и деформирует статусную характеристику. Только со сменой общественно-политической обстановки в 1990-х года ситуация меняется, что влечёт за собой и изменения в статусе профсоюзов: увеличивается их самостоятельность, расширяется нормативная база, регламентирующая её, хотя градус доверия общества профсоюзам остаётся низким.

1Борщенко И. А. Возникновение профсоюзов в России и их деятельность в 1905-1917 годах. М.: ПРОФИЗДАТ, 1959. С.19.

2Там же.

3 Борщенко И.А. Возникновение профсоюзов в России и их деятельность в 1905-1917 годах. М.: ПРОФИЗДАТ, 1959. С.19.

4 Там же

5Рощин Б.Е. Правовое обеспечение трудоустройства в России с октября 1917-1918 гг.//Юридическая мысль. С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2011, № 2 (64). С. 58.

6 Там же.

7 Положение от 2 июля 1918 года «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда»//Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1918. № 48. ст. 568//www.gramota.net

8 Кодекс законов о труде РСФСР (принят в декабре 1918 г.)//Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1918. № 87-88. Ст. 905. //www.gramota.net

9 Декрет СНК РСФСР от 18 мая 1918 «Об Инспекции труда» //Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1918. № 36. Ст. 474//www.gramota.net

10 Бюллетень Отдела социального страхования и охраны труда. 1918. № 4. С. 90//www.gramota.net

11 Второй Всероссийский съезд профессиональных союзов. М.: ВЦСПС, 1919. С. 116//www.gramota.net

12 Декрет СНК РСФСР от 31 января 1918 г. «О Биржах труда»//СУ РСФСР. 1918. № 21. Ст. 319.//www.gramota.net

13 Положение СНК РСФСР 29 октября 1918 г. «Об отделах по распределению рабочей силы»//СУ РСФСР. 1918. № 80. ст. 838//www.gramota.net

14 Положение ВЦИК и СНК от 11(24) декабря 1917 г. «О страховании на случай безработицы»//СУ РСФСР. 1918. № 8. Ст. 111//www.gramota.net

15 Декрет СНК РСФСР от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни»//СУ РСФСР. 1918. № 13. Ст. 188//www.gramota.net

16 Декрет СНК РСФСР от 31 октября 1918 «Положение о социальном обеспечении трудящихся»//СУ РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906//www.gramota.net

17Аксенова О.В., Халий И.А. Развитие общественных движений в современной России.//Россия реформирующаяся. Ежегодник. - М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 116.

18Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о профсоюзах//Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 3. С.28-29.

19Васильев М.В. К вопросу об учете мнения выборного профсоюзного органа как формы деятельности профсоюза//Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: межвуз. науч. - практ. конф. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.С. 126.

20Трофимов В.Н. Статья 7 «Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях» Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Подборка судебных решений за 2012 год //СПС КонсультантПлюс. 2012 г.