Всем добрый день!
После небольшого затишья я бы хотела поговорить с вами о книге Деборы Фельдман «Неортодоксальная». На просторах Интернета вы можете найти сериал, но я его не смотрела, поэтому советовать вам его не могу.
После прочтения этой книги у меня сложились неоднозначные впечатления. В процессе чтения статьи вы поймёте почему.
Книга повествует о женщине, что выросла в ультраортодоксальной общине самарских хасидов в Бруклине. Проще говоря, это евреи, но с особенностями. Это строгое и консервативное общество: кругом одни запреты. Порой прочитанный материал поражал меня. Все сферы жизни хасидов строго регламентированы. А жизнь женщин особенно.
Пролог открывает нам встречу Деборы с ее матерью, которая ушла из общины очень давно. И уже здесь автор пишет:
Меня до сих пор задевает, когда кто-то плохо отзывается о моих родных, - как будто я обязана их оправдывать.
После побега Деборы из общины, все родные от неё отвернулись. Почему же не задевает плохое отношение к ним? Возможно, это травма. Но, может быть, ее родные не такие уж и звери, какими нам их показывают?
До самого замужества (которое состоялось в 17 лет) Дебору обеспечивали дедушка (Зейде) и бабушка (Баби). Они не относились к ней плохо. Не избивали, еды не лишали, девочка училась. Правда, все происходило по законам их религии. Однако, в их семье не было места и комплиментам, и объятиям. Они всегда готовы отметить чей-то физический или духовный недостаток.
«Это, по словам Хаи, и есть участие - забота о духовном благосостоянии близких».
Хая - это тетя героини, которую мы встретим не раз на страницах книги.
Одна из самых удивительных традиций - брить голову после замужества. Для меня это не только дико, но и непонятно. Зачем? Для чего? Может, я не слишком вдумчиво читала текст, но бритье головы и ношение парика остаются для меня бессмыслицей.
Дебора росла замкнутой девочкой. Рядом не было матери, а отец оказался не в состоянии взять на себя ответственность за воспитание ребёнка. Его не торопились отправлять на психиатрическое лечение по религиозным принципам. Семья считала, что это их своеобразный крест и ноша. Но скорее всего, они больше боялись очернить и без того не самую лучшую репутацию диагнозом от врача.
Дебора часто слышала такую пословицу:
«В пустой бочке звону много».
«Чем громче ведёт себя женщина, тем вероятнее она духовно бедна, как порожний сосуд, который на все отвечает гулким эхом».
С детства там, не побоюсь этого слова, промывали мозги девочкам, чтобы они были покорными. Но героиня непростая, и вот что она думает:
«…в чем заключается высшая моя сила,- когда я перестала верить в высшую силу, просто потому, что так было принято, и начала опираться на собственные умозаключения о мире, в котором я живу».
Человеку с подобным мировоззрением нелегко придётся жить в ультраортодоксальной общине. И на долю Деборы тоже выпали горести и печали. Но тем не менее, она ещё соблюдает необходимые правила:
«Покаяние - ежедневная обязанность: каждое утро во время молитвы мы должны каяться наперёд за те грехи, которые совершим в течение дня»
Звучит немного странно. Зачем каяться за то, что ты ещё не совершил?
Они очень тяжело переносят беседы о Холокосте, но помнят о нем. Здесь их можно понять. Это было тяжелое время, страшное время. Ни один народ, ни один человек не должен быть подвержен подобному зверству.
«Лишения - наше общее наследие».
Дебора находит счастье и в чтении. И впоследствии их приходится прятать ото всех книги, которые не проходят по канонам религии. Им запрещено читать книги на английском. Но Дебору тянет к знаниям, ей хочется хоть ненадолго оторваться от мира, в котором она живет. Поэтому она идёт на различные хитрости, чтобы не потерять свои книги…
Я не представляю жизнь без книг. Поэтому мне тяжело было узнать, что ей было запрещено читать что-либо…
В издании, которое я приобрела, также есть несколько фотографий. На них изображена Дебора и ее близкое окружение в разный промежуток времени.
Но несмотря на странное семейство и не менее странную тетю Хаю, мне понравилось, что она заступилась за девочку, когда та стала жертвой насилия от рук родственника. Ее не стали винить в этом, как это часто бывает. Конечно, следовало бы строже наказать виновника, его женили на девушке из Израиля. К сведению, для хасидов такие браки - последний вариант.
Дебора в свои юные годы понимает многое. Вот что она говорит о главе общины:
«Только скромный человек поистине достоин быть ребе. Он не ищет власти или признания. Но в наше время ребе ездят с личными водителями на чёрных «кадиллаках» и владеют роскошными домами с встроенными в них ритуальными купальнями».
Кого-то напоминает? Мне да. Озвучивать нет смысла, каждый поймёт, о каких людях я говорю.
Их школа - откровенный ужас. Как можно говорить детям, что «Бог ниспослал Гитлера, чтобы наказать евреев за просвещение»? Да и не только детям. Как вообще можно так считать?
Дебора стесняется своих родителей. Мать живет как гойка (нееврейка), а отец, как было сказано выше, слабоумен. Героиня задаёт вопросы о Боге и Сатане.
«То есть это Сатана сделал моего отца тупым, наделил его разумом капризного дитяти, сделал не способным позаботиться о себе или обо мне?»
Кстати, в книге есть грубейшая ошибка. В ней упоминается теракт 11 сентября 2001 года, но год указан 2011.
Возвращаясь к теме школы, хочется отметить миссис Бергер, учительницу английского.
«Никто из вас не напишет новый великий американский роман, можете не сомневаться»
И действительно, «Неортодоксальная» - не великий роман, невозможно его сравнить с американской литературой, а уж тем более с русской.
Подходит время к замужеству Деборы (Двойре - ее имя на идише). Замужним женщинам нужно соблюдать определённые правила, посещать ритуальные омовения, которые их «очищают». Ведь мужчинам во время менструации к ним запрещено прикасаться, они считаются нечистыми. И семь дней после им приходится постоянно проверять, нет ли крови.
Дебору ждёт омовение. Служительница миквы обращается с ней не самым лучшим образом, заставляя пережить унижение. А несколько лет спустя одну из таких служителей ему полиция арестовала. За что - можете узнать в книге. Есть ещё несколько шокирующих моментов, которые касаются мужа Деборы и некоторых жителей. За некоторые преступления одного из жителей даже не наказали, хотя во многих странах и у многих народов это считается невероятным преступлением, которое требует наказания. И наказания порой очень жестокие.
Дебора беременеет и несмотря на то, что все безумно рады, поздравляют их… Есть одно но! В обществе не приветствуется, если у женщины сильно выражена беременность. Вот что происходит в доме свекрови:
Всякий раз проходя мимо дивана, она упорно одергивает мне юбку на коленях, как бы говоря, что неприлично мне быть столь очевидно беременной у неё в доме.
Еще один аспект семейных отношений, который я бы хотела затронуть.
«…законы гласят, что отношения между мужем и женой должны быть таинством - но в итоге они всегда становятся достоянием всей семьи»
Это прямое лицемерие всей общины. Под запретом, но почему-то вся семья знает, что происходит в спальне супругов.
Неудивительно, что отношения с мужем не складываются. В итоге героине удаётся развестись с мужем и юридически, и религиозно. Также ей удалось забрать ребёнка, что немаловажно, ведь чаще всего дети оставались в общине. Я думаю, это произошло не только от желания освободиться и стать частью этого мира, но и не повторить судьбу матери. Ведь сама Дебора была несчастна без нее, поэтому не хотела повторения такого же для своего сына.
В конце книги нам даётся интервью с автором. Меня очень зацепила одна фраза:
«Возможность не прятать книги или любовь к ним - лучшая сторона моей свободы»
Я всецело рада за автора, ведь ей удалось обрести свободу. Она стала жить, как хочет сама, а не как диктуют ей другие.
Всем, кто любит нон-фикшн и истории о побегах из сект и общин, рекомендую к прочтению.
Я бы не стала перечитывать книгу ещё раз, поэтому, скорее всего, подарю кому-нибудь из друзей или заинтересованных в ее прочтении лиц.
Кстати, обзоры на какие книги вы хотели бы увидеть?
#дебора фельдман #неортодоксальная