99,9K подписчиков

«Гарвардский проект»: Как американцы развали Советский Союз изнутри. Часть 1

4,5K прочитали

Ранний весной 1992 г., как раз вскоре после того, как состоялась знаменитая встреча в Беловежской Пуще, у генерала разведки Юрия Дроздова состоялся очень занятный диалог с журналистом издания «Комсомольская правда» Николаем Долгополовым. Журналист рассказал, что развал Советского Союза был давным-давно спланирован американцами, которые долго и методично шли к своей цели и добились своего.

Лейтенант Юрий Дроздов в апреле 1945 года. Фото: Николай Долгополов
Лейтенант Юрий Дроздов в апреле 1945 года. Фото: Николай Долгополов

Еще на заре 1950-х и Штаты и Британия примерно в одно и тоже время приступили к разработке планов идеологической войны против Советского Союза. Самый результативный из них под названием «Гарвардский проект». был разработан в Америке. Целью плана, состоявшего из нескольких этапов, был развал СССР изнутри, не прибегая к какому-либо военного оружия. И уже в середине 70-х советская разведка стала открыто сигнализировать, что запад приступил к плану по 𝕪ℍичт𝕠ж𝕖ℍию Советского Союза. Но в те годы никто не хотел верить, что можно вот так просто не используя оружие, каким-то хитроумным методом разрушить самое большое и мощное государство на планете. Руководство СССР не посчитало необходимым уделить такой фантазии особое внимание. И это стало ошибкой. Так кто же разрабатывал план развала СССР и как удалось его реализовать?

Летом 1949 г. в Мюнхен прибывают несколько ученых Гарвардского университета, чтобы набрать для своего нового исследования фокус группу из советских беженцев, которые оказались в американской зоне оккупации Германии. Вслед за ними туда же отправляется знаменитый американский социолог Талкот Парсонс. Речь шла о потенциальной войне против СССР, а опрос бывших советских граждан должен был показать, как может отреагировать население страны советов, например, на ядерную атаку.

Талкот Парсонс
Талкот Парсонс

Победа СССР во второй Мировой установила новый мировой порядок и Европа была разделена на два противоборствующих лагеря. Поэтому потребовались новые методы борьбы против СССР. Более того, возникла угроза, что вообще вся Европа может оказаться просоветской, так как во многих странах к власти начали приходить коммунисты (в частности в Италии и Франции, где они вошли в правящие коалиции). Англо-саксы не на шутку перепугались, как тогда выразился Эйзенхауэр: «У нас пытаются отобрать приз в этой войне».

Для США борьба против коммунизма становится первоочередной задачей. Начинается активная пропаганда среди довольно миролюбиво настроенных к СССР после войны американцев И постепенно Советский Союз из союзника превращаться во врага №1. Если в 1945 г. лишь 32% опасались нападения СССР, то к 1948 г. кошмар «красной агрессии» стал держать 73% всех жителей штатов. А военное руководство США, вдохновленное такой народной поддержкой, начинает придумывать различные варианты 𝕪ℍичт𝕠ж𝕖ℍия страны советов. А когда у США появилось атомное оружие, американское руководство приступило к разработке реальных ядерных бомбардировок советских городов. Началась настоящая борьба между различными военными ведомствами за самый эффективный план 𝕪ℍичт𝕠ж𝕖ℍия врага №1. В общей сложности американцы наплодили не менее 7 планов атомных бомбардировок.

Джон Гарднер
Джон Гарднер

Ясно, что в условиях возможной ядерной войны США требовалось получше узнать своего противника и оказалось, что о психологии советских людей в Пентагоне практически ничего не знают. Хотя американцы понимали, что воевать против такого противника непросто, даже страшная многолетняя война не сломила дух советского народа. Поэтому руководство ВВС США поставило ученым четкую задачу: выяснить предел прочности советских людей в случае массированных атомных бомбардировок.

В 1947 г. Конгресс США принимает закон о национальной безопасности. На его основе в Пентагоне создается специальный секретный отдел научных исследований. Особое внимание в нем уделяется поведенческим наукам, с явным упором на психосоциологию, межличностные отношения и мораль. А главный объект изучения - советский человек.

Первоначально идея была в следующем: найти хотя бы 20-30 человек, фокус-группу, из числа бывших советских на территории США и провести анкетирование. Кроме этого исследовать еще и различные статьи, литературные произведения, эссе, советские газеты. В общем все, что можно было собрать с территории Советского союза или с территории мира, но написанных советскими людьми.

Ранний весной 1992 г.-4

Однако ученые посчитали этот подход неэффективным, все это не отражало истинных настроений в Советском обществе. Джон Гарднер, один из руководителей секретного отдела научных исследований Пентагона, предложил для чистоты эксперимента провести опрос среди тех, кто еще недавно был гражданином СССР. Например, в американской зоне оккупации Германии, где после войны оказалось большое количество бывших советских граждан ,которые не смогли или не захотели вернуться обратно на Родину.

Так и возникло название проекта, которое позже вошло в учебники истории - Гарвардский проект. Исследование университетских ученых станет одним из кирпичиков уже глобальных исследований. Основным их заказчиком стали ВВС США, которые просто наняли за хорошие деньги самых лучших в Америке специалистов-социологов.

Для проведения массового анкетирования беженцев выбор пал на Мюнхен. Город находился далеко от границы и полностью контролировался американцами. Здесь не было никакого давления со стороны СССР и его спецслужб. Мюнхен был идеальным местом для спокойной и вдумчивой работы американских ученых. Кроме этого, в Мюнхене находилась знаменитая библиотека Бориса Яковлева, который до войны был известным партийным деятелем, а потом был арестован.

Ранний весной 1992 г.-5

В 1939 году по решению военного трибунала Яковлев был освобожден. Прежняя работа в Норкомхозе ему теперь уже была недоступна. И он начал писать сказки для детских журналов. А в начале войны, когда оказался в плену, перешел на сторону немцев и уже писал антисоветские статьи для газеты «За Родину» при нацистском министерстве пропаганды. Затем стал главным редактором этой газеты, а позже перебрался в Мюнхен. Здесь он организовал свою библиотеку при ведомстве Розенберга. Американцы решили использовать такого опытного сотрудника и поручить ему отбор бывших советских граждан для своего проекта. Из 8 сотрдников, которых отобрал Яковлев для мюнхенской социологической лаборатории, четверо были связаны своим прошлым служением нацистам. Чуть позже эта лаборатория превратится в Мюнхенский институт по изучению СССР, который финансировался ЦРУ на протяжении всей его работы, с 1951 по 1971 год.

Публика, подобранная Яковлевым и его командой была очень и очень мутной. Среди них попадались предатели, полицаи и другие пособники фашистов. Среди них выискивались те, кто мог быть заброшен в СССР в качестве диверсантов.

И все же ученых больше всего интересовали обычные граждане, с разными взглядами и разным социальным положением. Среди эмигрантов оказались крестьяне и рабочие, функционеры партий, директора крупных завод ов, председатели колхозов, военные, инженеры, учителя, государственные служащие. Яковлев и его команда должны были выбрать достойных кандидатов из каждой категории. Учитывали даже и религиозную принадлежность. Работа предстояла большая. [О том, каким теста подвергали советских людей и почему бывшие власовцы хотели сорвать «Гарвардский проект» читайте завтра во второй части по ссылке ниже]