Добролюбов в известной статье определил Катерину(Островского) как «луч света в темном царстве».О Катерине Измайловой можно сказать, что она не луч солнца ,падающий в темноту, а молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта...
Род и жанр произведения.
«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова -прозаическое, очерк.
«Гроза» А.Н.Островского -драматическое, драма.
Замужество.
Отдали замуж за купца Измайлова, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось.
По рассказам Катерины Кабановой можно предположить, что она не из бедной семьи: в их доме жили странницы, работать Катерину не заставляли.
Семья Измайловых зажиточная, небольшая: свекор Борис Тимофеевич Измайлов, человек уже под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек лет под пятьдесят с лишком, да сама Катерина Львовна. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне.
Семья мужа Катерины Кабановой: все семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу.
Свекровь : Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем.
Варвара: Варвару маменька точила, точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла.
Муж, Тихон: Что ее слушать! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропускай.
Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырвать-то; а ты еще навязываешься со мною.
Бездетность Катерины Львовны, попреки со стороны окружающих: « Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим. «… и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой». (стр.16)
« Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало» (стр.22)
Бездетность Катерины Кабановой:
Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Экое горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это.
Образ жизни Катерины Измайловой: «Скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури…»( стр.16, Н.Лесков. Повести и рассказы).
«При всем довольстве и добре житье К.Л. в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не радость».(стр.16). Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет.
Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.(стр.17)
Походит, походит К.Л. по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… Тут тоже посидит, поглазеет… опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется- опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать К.Л. была не охотница, да и книг к тому ж, окромя Киевского патерика, в доме их не было.(стр.17).
Скучною жизнью жилось К.Л. в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания. В замужестве Катерина Львовна не видела никакого счастья.
Катерина Островского все дни напролет проводит в купеческом доме, в купеческой скуке. Ей живется, как в клетке.
Жизнь Катерины Львовны до замужества:
У Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе.
« Да, я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал». (стр19)
Жизнь Катерины Кабановой до замужества:
«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня , как куклу, работать на принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я , бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные , либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
Поэтичность Катерины:
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.»
Религиозность Катерины:
«И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым , точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану,- у нас тоже везде лампадки горели,- да где-нибудь в уголке молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко всходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила тогда, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».
Черты характера Катерины Кабановой:
«Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дома, я уже не пойду домой ни за что на свете».
«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»
«Не страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет , как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,- вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!»
Осознание греховности своего чувства:
«Не уйти мне от этого греха, Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю».
«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».
«Не знаешь ты моего характеру! Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Отъезд мужа.
Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше.
Катерина Кабанова , чувствуя свою слабость, просит мужа взять ее с собой, не оставлять ее одну.
Выбор любовника.
« На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив возможность испытать самое нежное и возвышенное чувство- любовь, которое , к сожалению, оказалось для Катерины Львовны губительным.
Кто же ее избранник?
« Молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой». Смелый, веселый, дерзкий.
« Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать».
« Девичур этот проклятый Сережка! Всем вор взял- что ростом, что лицом, что красотой. Какую ты хочешь женчину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит, и до греха доведет. А что уж непостоянный, подлец, пренепостоянный-непостоянный!» ( Аксинья о Сергее) стр.20.
« У Копченовых допреж служил, так прогнал его хозяин. Сказывают, с самой хозяйкой в любви был…»
Сергей не любил ее на самом деле. Союз с Катериной Львовной манил его веселой, обеспеченной жизнью.
Выбор Катерины Кабановой:
Борис Григорьевич Дикой о себе :
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали В Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием… Если будем к нему почтительны.
Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была – и представить страшно.
Больно, трудно мне здесь, без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Без мужа.
Зиновий Борисыч еще неделю не бывал домой, и всю эту неделю жена его, что ночь, до самого бела света гуляла с Сергеем.
Катерина Кабанова впоследствии признается мужу, что без него десять дней не ночевала дома.
Свекор узнал о позоре, какой навлекла К.Л. на его купеческую семью.
Поймал Сергея за ноги, когда он спускался по веревке из окна невестки. Стегал он его нагайкою, пока сам из сил не выбился. Послал за сыном.
А Катерине Львовне без Сергея и час лишний пережить уже невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя. « Пусти, тятенька, Сергея»,- пришла она к свекру. Старик так и позеленел. Он никак не ожидал такой наглой дерзости от согрешившей, но всегда до сих пор покорной невестки. Решил он Сергея отправить в острог, а К.Л. наказать на конюшне.
Первое убийство.
Отравила свекра тем порошком, которым травила в амбарах крыс. Она делает это скрытно, подсыпав в грибочки , которыми потчевала свекра крысиный яд. Схоронили свекра, не дождавшись Зиновия Борисыча. А Сергея без всякого зазора от людских очей уложила отдыхать от свекровиных побоев на мужниной постели.
«Справившись с этим делом , К.Л.уж совсем разошлась.(стр.25)
« То она была баб неробкого десятка, а тут нельзя было разгадать, что такое она себе задумала: ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея так от себя и не отпускает. Задивились было этому по двору, да К.Л. всякого сумела найти своей щедрой рукой, и все это дивованье вдруг сразу прошло.
Катерина Львовна в любви.
«…ежели ты, Сережа, мне да изменишь, ежели меня да на кого да нибудь, на какую ни на есть иную променяешь, я с тобою, друг мой сердечный, изини меня- живая не расстанусь»( стр.30).
Любовь превращает героиню в страстную, пылкую натуру.
«К.Л. была отуманена этими словами Сергея, этою его ревностью этим его желанием жениться на ней… К.Л. теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела то своего счастия; кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать…»
( стр.32).
« Ну, уж я знаю, как я тебя и купцом сделаю и жить с тобою совсем как следует стану…»
(стр.33)
Катерина Кабанова на свидании с Борисом:
«Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь камнем ляжет на душу, камнем.
Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…
Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!
Теперь мне умереть вдруг захотелось!
Тебе хорошо, ты вольный казак, а я!
Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Приезд мужа. Второе убийство.
Не смущается приездом мужа, дерзко ведет себя и отвечает. Не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горячо целуя Сергея. Кстати, здесь развивается эпиграф к очерку : « Первую песенку зардевшись спеть». Т.е « первую песенку» - первое убийство, « зардевшись спеть»- делать , стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую песенку Катерина поет очень даже уверенно. И вот уже две песенки на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. Сергей сносит тело Зиновия Борисыча в погреб, потом там же его закапывает.
« Ну вот ты теперь и купец»,- говорит ему К.Л.
Отчаяние Катерины:
«Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я !»
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Возвращение мужа Катерины Кабановой из поездки:
«Она просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.
На мужа не смеет глаз поднять. Маменька замечать это стала, ходит да все на нее косится, так змеей и смотрит; а она от этого еще хуже.
Бухнет мужу в ноги и все расскажет».
Вступление в права наследования.
Живет Катерина Львовна царствует, и Серегу по ней уже Сергеем Филипычем стали звать.
Племянник Федя Лямин. Третье убийство.
Сергей стал говорить К.Л., что через Федю Лямина стал самым несчастным человеком, так как капитал придется разделить, и большая часть принадлежит Феде. Не будь Феди, весь капитал достался бы им и будущему ребенку .
« Как же это? За что, в самом деле, должна я через него лишиться капитала? Столько я страдала, столько греха на свою душу приняла, а он без всяких хлопот приехал и отнимает у меня… И добро бы человек, а то, дитя, мальчик…» (стр.45).
Задушила ни в чем не повинного ребенка. В это время в ее чреве шевелится ребенок. Катерина уже зашла настолько далеко, что уже убивает не за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика, чтобы не отдавать часть состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего, нет. Порок зашел в Катерине так далеко, что она готова все проблемы решать убийством.
Общественное мнение о героинях.
Люди о Катерине Львовне:
«Столь скверная бабенка испаскудилась, что уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится».(стр.52)
Наказание. Тайное всегда становится явным.
Люди увидели сквозь полоску между ставнями, как душили Федю. Подняли тревогу, собрались люди. Сергея свели в часть. К.Л. отвели в верхнюю комнату и приставили двух часовых.
Признание.
Сергей при первых словах священника о Страшном суде расплакался и чистосердечно признался не только в убийстве Феди, но и зарытого им Зиновия Борисыча. Своею участницей в обоих преступлениях назвал, к всеобщему ужасу, молодую хозяйку. Она не признавалась. На очной ставке равнодушно сказала : « …я убила…для него».
Признание Катерины:
«Ах! Ад! Ад! Геенна огненная! Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала! В первую же
Ночь я ушла из дому…»
Наказание.
Решено было наказать их плетьми на торговой площади и сослать потом на каторжную работу. Вела себя тихо, без всякого стона, без всякой жалобы. Равнодушно отнеслась к рождению своего ребенка: « Ну его совсем!»(стр.54)
« …для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать»(стр.54).
« …она опять видит Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием». Свои деньги истратила на возможность идти рядом с Сергеем.
Сергей стал с ней неласков, свидания считал глупым и ненужным делом в таком положении. « мне бы эти деньги предоставила, что ундеру отдала…»
К.Л.все молчала, хотела себя обманывать.
После измены Сергея К.Л.чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше.
Сергей на ее глазах ухлестывает за другой. Подарок К.Л. передаривает своей новой пассии, Сонетке. Это разбивает К.Л. душу. Она плюет ему прямо в глаза. Ночью ей Сергей с помощью Сонетки устраивает темную: избивает 50-ю ударами плети.
Обиде этой не было меры; не было меры и чувству злобы, закипевшей в это мгновение в душе К.Л….Выплакав свои слезы, она окаменела и с деревянным спокойствием собиралась выходить на перекличку…»( стр.62).
Прощание с Борисом:
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
На беду я тебя увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то! Да еще впереди-то сколь! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо.
Скучно мне было по тебе.
Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, у чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! А все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь».
Мучения Катерины:
«Что-то он теперь , бедный, делает? За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор! Ночи, ночи мне тяжелы! Всем ничего, а мне как в могилу. Так страшно в потемках! Точно кого хоронят… Взяли бы, да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. «Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи и мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться! Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий мне не мил!- а и смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут больно. Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила».
Куражится и издевается над чувствами Катерины Измайловой Сергей дальше: при всех целует Сонетку. Она стала предметом насмешек.
Горше всего звучит признание Сергея о том, что он никогда ее не любил.
Тихон Кабанов о Катерине:
«Я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск».
Вывод: Богатство внутреннего духовного мира человека, его стремление к красоте, соизмерение шага своей жизни с библейскими истинами никогда не позволят обречь чужие судьбы на страдания, не приучит устранять препятствия на своем пути с помощью убийств и предательств.