Из книги "Отцовская память". Рассказы ученого-исповедника И. К. Фортунатова
В 1939 году я работал в экспедиции Академии наук СССР по изучению пустыни Бетпак-дала. Наша северная база размещалась в городе Караганде, а южная в г. Туркестане. Расстояние между ними по караванной дороге, проходившей через степи, полупустыню, солончаки, плато пустыни, барханные пески Мучан-Кум и мрачные совершенно черного цвета горы Кара-Тау, равнялось 1100 километрам. По этой караванной дороге за последнее тысячелетие прошли орды кочевников, караваны верблюдов с товарами из Китая и Индии, войска завоевателей - Чингиз-хана, Тамерлана и позже отряды русских казаков, покоривших Семиречье (Дхетсу). Караванка представляет собой от 40 до 60 параллельно идущих троп, выдолбленных, как глубокие канавки, в щебнистом и каменистом грунте пустыни. Там, где грунт песчаный, он выветрился, и канавок-троп не видно. Тогда движемся по солнцу, звёздам или компасу. Хороши ночи в пустыне. Бездонное небо и удивительно яркие и крупные звезды. Колодцы редки, глубоки, и приходится их расчищать, чтобы вычерпать черную, пахнущую гнилью воду. На севере пустыни, в поясе казахского мелкосопочника, по берегам малых речек часто обнаруживаются россыпи неолитических кремней, следы древних камнетёсных мастерских. Попадаются наконечники стрел, ножи, скребки, просто сколы. В центре пустыни всего три-пять глинобитных, в форме улья, высоких могил. В низовьях реки Чу целый город мертвых более чем из сотни могил-назаров разных размеров, формы и величины. Внутри зданий под землей большие склепы, в которых хоронили умерших представителей данного рода этой орды. Через Бетпак-дала кочевали роды Средней орды (жуза) казахов. Много восточнее - Малой орды, а западнее - Большой орды, принадлежавшей к кочевникам Золотой орды.
Внутри назаров в нишах лежат неприкосновенные книги священного корана, а, может быть, и другие. Все они, виденные мною, Казанской печати. Кoe-где осталась деревянная поминальная посуда.
Южнее, за сухим руслом низовий реки Чу, желтовато-серое море барханных песков. Какая уж тут караванка! Между буграми барханов пробирались кто как мог. Здесь под колеса автомашин стелем камыш, тростник, маты и даже брезенты, ватники и всё, что может служить малейшей опорой для колес. Рано утром песок слегка влажный, и едем со скоростью 20 км в час. Днем - едва ползем, 3 – 5 км в час.
Наконец-то горы Каратау - отвесные склоны, узкие ущелья, высокие обрывы. Машина едва протискивается по дороге, а фактически - тропе, по которой в старину двигались только вьючные караваны. Правый борт машины буквально висит над пропастью, скребёт по отвесному обрыву, левое колесо тоже нередко зависает у самого обрыва, низвергающегося вниз на 100 – 300 метров, иногда и более. Уклоны дороги бывают такие, что опасно, как бы машина не перевернулась через радиатор. Приходится подкладывать под колеса всё, что попадается под руки, и поддерживать машину.
Штурм Каратау занимает часов десять. Некогда осмотреть петроглифы, они севернее. Наконец-то рудники Ачисай, а затем долгий спуск на равнину.
Вдали виден громадный куб мечети Тамерлана. В 1382 году, когда Тимур шел походом на Русь, ему понравилось это место, и он повелел ко времени его возвращения с Руси через год построить громадную мечеть. Он назначил для руководства строительством пять мурз и сказал, что если к его возвращению мечеть не будет готова, то головы мурз будут насажаны на колья. Пять тысяч рабов было оставлено для ведения работ и тысячи верблюдов. Мечеть была построена к сроку. Это куб со сторонами около 40 метров. К мечети сбоку пристроено здание лабиринта, составлявшее единое целое с мечетью.
Входим в мечеть. Небольшой притвор, а в центре громадный зал. Украшений нет, только скупые изразцы. В нише переднего нефа - гробница из нефрита какого-то мусульманского святого, и по бокам в углах высокие шесты метров по 10, и на их верху прикреплены длинные конские хвосты с черными волосами. Это - боевые знамена орд Тамерлана.
При входе в мечеть - вход в лабиринт. Сначала попадаем в преддверие. Это узкий и высокий зал. У стены высокий штабель из сотен черепов архаров и горных козлов, все с рогами. Это память о проходивших здесь пиршествах перед походами и по возвращении. Печальные для русского человека воспоминания…
Однако входить в лабиринт опасно. Год тому назад группа туристов без ведома хранителя мечети вошла в лабиринт и только на второй или третий день вышла к окну на пятом этаже. Пришлось прыгать на привезенную скирду сена. Никто не повредился.
Идем к хранителю музея мечети и лабиринта. Он окончил университет, ведет описание вверенного ему здания. Идти с нами в лабиринт отказался. Сказал, что расшифровал последовательность хода только первого этажа и начал работать со вторым этажом. Разрешил нам пройти в первые две камеры. Мы купили моток шпагата и прошли камер пять, далее было темно, и мы вернулись.
Описаний этой мечети и лабиринта мне встречать не приходилось.
27. 07. 1981 г.
Вы можете оказать помочь авторскому каналу. Реквизиты карты Сбербанка: 2202 2005 7189 5752