Найти тему

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Оглавление

Качества характера взрослого человека, его способности и активность мыслительного процесса рождаются еще в детстве. В дошкольном возрасте организм интенсивно развивается, закладываются основы физического и психического здоровья ребенка.

Содержание:

Особенности развития мышления дошкольника

В дошкольном возрасте у ребенка зарождаются и развиваются разные виды мышления, зависит этот процесс от уже имеющихся у малыша опыта и знаний. У младенцев мышление не осознанное и является просто следствием восприятия окружающей действительности. Оно начинает активно развиваться примерно в 1,5-2 года, с увеличением двигательной активности малыша, а следующий скачок в развитии происходит, когда ребенок начинает играть и творить, и к пяти годам здоровый малыш уже способен анализировать, обобщать, сравнивать.

-2

Типы мышления

Психологи выделяют следующие типы детского мышления:

  • предметно-действенное – до двух лет, развивается преимущественно от «подстегивания» воображением, малыш осматривает, разбирает и даже ломает игрушки и предметы домашнего обихода, но объяснить свои поступки пока не может;
  • наглядно-образный – от двух до четырех лет, появляется на базе уже имеющихся у малыша знаний, ребенок уже понимает какие-то образы и может использовать их в игре, например, играет «в больницу»;
  • словесно-логическое – от четырех-пяти лет и старше – зависит от развития речи, которая активно используется малышом в игре и повседневной жизни;
  • абстрактно-символическое – развивается в этом же возрасте, когда ребенок способен выделить какие-то особенности и признаки вещей.

Отдельно выделяют творческое мышление, и оно не зависит от возраста малыша: строить башни из кубиков или заниматься с конструктором, рисовать, лепить, петь и танцевать может и двухлетний ребенок, и школьник.

Упражнения и игры на развитие мышления

Для активного развития мышления с дошкольником нужно постоянно заниматься. Образное мышление отлично развивается играми в пазлы, упражнениями, где из ряда предметов нужно выделить один лишний или, напротив, перечислить общие черты вещей.

Логическое мышление развивается играми с отгадыванием задуманного предмета по наводящим вопросам, подбором к слову синонимов, антонимов или ассоциаций (например, шуба – зима, панама – лето). Также можно:

  • составлять фигуры из спичек или счетных палочек;
  • «проходить» лабиринт на картинке;
  • придумывать историю по иллюстрациям.

Развитие творческого мышления – это не только рисование, лепка и другое рукоделие, но и поиск знакомых образов по кляксам, создание предметов из нескольких отдельных предметов, нахождение различий на двух картинках, угадывание вещей по устному описанию.

-3

Одновременно с этим нужно развивать и прочие виды мышления:

  • пространственное – изучайте планы и схемы, стройте фигуры из спичек, рисуйте с закрытыми глазами;
  • критическое – для этого придется задавать ребенку множество вопросов и получать на них ответы, краткие и развернутые;
  • инженерное – развитие способности конструировать, строить что-либо из кубиков, деталей конструктора или просто подручных вещей, а еще проводить простейшие опыты, например, замораживать и размораживать воду в бутылке.

Обязательны упражнения на развитие мыслительных операций – это значит, что ребенку придется учиться:

  • сравнивать предметы и явления (по форме, величине, цвету);
  • обобщать (например, называть несколько предметов, которые считаются посудой или мебелью, живых существ, которые принадлежат к птицам или домашним животным, находить лишний предмет в ряду и т.д.);
-4

  • синтезировать (объединять отдельные предметы в общий ряд по какому-то признаку, складывать слова из букв и слогов);
  • классифицировать (по цвету, составу или другим параметрам).

Заниматься можно в удобное время, но тренировки должны быть регулярные и занимать не менее 15-20 минут в день.