Найти тему
ТыжИсторик

Взгляд на темные окна. Или что такое история

Автор: Всеволод Л.

Как-то давно, еще в прошлом тысячелетии, одним вечером, в одной не очень прибранной маленькой кухне холостяка, но почему-то здесь любили собираться и поговорить обо всём и ни о чем, оказалось несколько человек. За окном была зима, полярная зима, окна украсил мороз своими чудесными рисунками, уличный фонарь их красиво подсвечивал. В кухне было тепло, на газовой плите грелся чайник, на столе начинал подтаивать мелконарезанный мороженный муксун, стояли чашки, рюмки, пепельница. В общем, обстановка располагала к долгой, душевной беседе.

Очень похоже. Взято Яндекс.Картинки
Очень похоже. Взято Яндекс.Картинки

А еще было душевное тепло, которое исходило от моих гостей. Кстати, в жизни они между собой предпочитали не пересекаться, но под уютной люстрой, нависшей над столом, и отогнавшей тени в по углам кухни, они вдруг начали находить общий язык. Постепенно разговор перешел к истории. Я как раз еще работал в музее, и только думал поступать заочно в университет на истфак.

Среди разговора прозвучал вопрос, хоть и от девушки (да, тогда мы все были молодыми), но очень мудрый, философский, который заставил всех сначала замолчать, а потом дал начало долгому, интересному разговору. В конце выяснилось, что история – это действия человека, о которых потом сказали или написали слова.

Эту картину подарил замечательный сочинский художник Алексей Золотухин, вернее я очень просил :)) Но когда он прочитал несколько страниц "Ночного Директора", то был рад, что использовал на обложке. Здесь все очень символично сплелось и переплелось, как говорится, ни убавить и ни добавить.
Эту картину подарил замечательный сочинский художник Алексей Золотухин, вернее я очень просил :)) Но когда он прочитал несколько страниц "Ночного Директора", то был рад, что использовал на обложке. Здесь все очень символично сплелось и переплелось, как говорится, ни убавить и ни добавить.

Когда начал писать свою книгу «Ночной Директор», если вкратце, то это сторож в музее рассказывает об истории нашего города, страны, и в частности мира, то невольно вспомнилась эта незабываемая встреча. И вот что получилось. Ага, прямо в первой главе, посвященной архивам

I глава
ВЫСТРЕЛ В БУДУЩЕЕ!
Много странного происходит ночью в музее. Приходят и странные мысли, которые днём кажутся какими-то неуместными, только мешающими дневной суете. И только ночью, и только здесь, среди истории, чуть пахнущей пылью, приходят другие думы. Вот тогда-то и начинаешь воспринимать окружающий, привычный мир, по-другому. Он поворачивается незнакомой гранью, неожиданной и оттого тревожащей.
Ночной Директор подошёл к окну и упёрся лбом в холодное стекло. Невидимое, но такое осязаемое, отделяющее морозную ночь от музейного тепла. За этой призрачной границей ночь уже вступила в свои права. Граждане, отдохнув от дневной суеты, и насладившись домашними проблемами и радостями, отходили ко сну. Свет в их окнах выключался. Дом, стоящий напротив музея, постепенно исчезал в наступающей морозной темноте. Вот не видно стало деталей стен. Вот уже один прямоугольный контур чернеет в ночи, и его границы незаметно перетекают в воздух. Вот, наконец, и погасло последнее окно, и он ушёл в ночь со всеми домочадцами.
Как это напоминает историю. Чем дальше от наблюдателя, тем смутней и нереальней картина. Кажется, что это происходило совсем на другой планете, и к нам, живущим сегодня, совсем не имеет никакого отношения.
А если ещё исчезают и вещественные доказательства из прошлого, то взгляд, брошенный в пропасть исчезнувшего времени, наталкивается на плотный клубящийся туман легенд и мифов, сотворённых людьми, как современниками, так и потомками. И чем дальше, тем больше и больше.
Пытливый мозг исследователя, или просто любопытствующего, упрямо ищет знакомые детали, чтобы выстроить реальную картину прошлого, но света истины нет. И в этом сумраке домыслов и предположений появляется широчайший простор для фальсификаций.
Человек стоя у окна и глядя на чёрный прямоугольник дома напротив, думал о том, что картину прошлого невозможно объять одним взглядом. Сколько историков, столько и мнений. Кажется, одни и те же факты, а вот выводы, интерпретации делаются порой прямо противоположные. Каждый видит то, что хочет видеть. Или ему приказали это видеть. Вот и этот дом, даже если все окна будут ярко освещены, то всё равно останется загадкой. Ведь не во всякую квартиру заглянешь. Не поговоришь с каждым жильцом по душам, да так, чтобы он рассказал правду и ничего кроме правды. Вот и получается в итоге довольно пёстрое полотно. К тому же на расстоянии, особенно если это расстояние – время, то поневоле чёткость изображения теряется, события и их результаты иногда меняются местами, вступают в абсолютно непредсказуемые взаимоотношения между собой. Факты так могут переплестись, что с ходу и не разберёшь где причина, а где следствие, кто прав, а кто виноват. Что уж говорить о современниках, для которых новости дня, обычно, это просто яркое пятно произошедшего события, о котором они узнали. А вот причинно-следственных связей между такими окошками увидеть в дне сегодняшнем, крайне сложно.
- А что, документы не могут врать? – резонно заметил Ночной Директор, отворачиваясь от окна и разглядывая музейный коридор, ведущий в залы первого этажа. – Ведь сколько раз случалось так, что свидетельства прошлого, дошедшие до нас, при внимательном и непредвзятом изучении оказывались филькиной грамотой. Да этих примеров в мировой истории, сколько угодно.
Зябко поёжившись, Ночной Директор отодвинулся от оконного стекла. От него ощутимо веяло холодом, к тому же от его дыхания оно запотело. Человек неспешно продолжал думать о загадках истории.
У каждого есть тайны, которые он хотел бы сохранить от любопытных глаз. И любое государство в этом не исключение. Сколько тёмных и тайных дел совершалось и совершается в кабинетах высоких начальников, лучше даже не задумываться. А сколько тайн и загадок ещё пылится в картонных папках на архивных полках, то никому неведомо. Но, как говорит древняя народная мудрость, «шила в мешке не утаишь». Любое действо на земле оставляет свой отпечаток. Особенно хорошо след становится заметен, если он материален, то есть его можно потрогать, а ещё лучше посмотреть или прочитать.
За крепкими стенами архивов, в прохладной тиши хранилищ, лежат материалы, напоминающие мину замедленного действия. И когда она взорвётся, никто не знает. И какие непредсказуемые последствия в настоящем и будущем могут вызвать подобные документы, стоит только неосторожному любопытному открыть их пожелтевшие страницы, остаётся только догадываться или терпеливо дожидаться этого момента. Естественно, что такое дальнейшее развитие событий многим участникам может не понравиться. Всё-таки такие выстрелы из прошлого, могут больно ударить по ныне живущим.

Потом было еще много всего, связанного с историей как наукой, способом зарабатывания, и просто размышлениями. А еще работой в музее. Наверное, уже можно опубликовать эти воспоминания, уже несколько десятков лет прошло, а у Ночного Директора были всякие случаи, забавные и не очень.

Фото из личного архива. И такое бывало в нашем музее :)))
Фото из личного архива. И такое бывало в нашем музее :)))

Я до сих пор очень благодарен за тот вопрос, который заставил шевелиться ту часть головы, которая находится над едовой полостью😊. И тот зимний вечер в заполярном городе оказался очень теплым, уютным и действительно познавательным.

P.S. Если у вас есть добавить что-то к этому, поспорить, то я только всегда рад конструктивному диалогу. Особенно буду признателен словам капитана нашего канала ТыжИсторик!

P.P.S. Многих читателей нашего канала я встречаю на просторах интернета, и всегда с интересом читаю их мнения. Как-то здесь компашка образовалась весьма и весьма интересных людей, с которыми нескучно, и всегда можно узнать что-то новое! Я этому очень рад, всё-таки везёт мне на встречи с хорошими людьми!

Также рекомендуем:

-4

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель