Норвежская фигуристка Соня Хени входит в элитарный клуб трехкратных победителей Олимпийских игр в личном зачете. Наряду со шведом Йи́ллисом Гра́фстрёмом и нашей Ириной Родниной.
О, спорт, ты мир!
Для маленькой Сони спорт, действительно, заменил весь остальной мир. Она была очень спортивным, подвижным и энергичным ребенком, спортом увлекались и ее родители, особенно отец. Он даже был чемпионом мира по велоспорту, участвовал в соревнованиях по конькобежному спорту, но это все в свободное от работу время. "В миру" же торговал мехами. Семья была обеспеченной. И Соня, и ее брат могли себе позволить занятия любым видом спорта: теннис, велосипед, плавание, выездка, лыжи. Брат Лейф выбрал фигурное катание. И почти сразу же рядом на катке появилась Соня. Лайф стал ее первым, очень серьезным и вдумчивым учителем. Для начала нужно было научиться падать.
Падать, как падает на землю отпущенная веревка, а не как кусок дерева, как он всегда это подчеркивал.
Соня старательно падала, чтобы не бояться потом браться за новые элементы. Вскоре дело дошло и до них. Отец внимательно наблюдал за дочерью. Девочка была ловка, грациозна и, что немаловажно, харизматична. Отец решив, что из зимней веселой забавы может получиться что-то гораздо более серьезное, взялся за дело с всей увлеченностью честолюбивого родителя. Перевел ее на домашнее обучение, нанял лучших учителей и тренеров, среди которых называли и легендарного Йи́ллиса Гра́фстрёма.
Не менее важным отец да и дочь считали эстетическую сторону дела. Здесь они тоже "заходили по-крупному". Хени повез дочь в Лондон для консультации у самого авторитетного эксперта в балетном деле. Соню консультировала знаменитая русская балерина Тамара Карсавина, участница Дягелевских сезонов. Здесь же Соня познакомилась с великой Анной Павловой. Горизонты были намечены.
Самые отточенные программы могли быть загублены из-за лишнего предстартового волнения. Хени старший предусмотрел и этот момент. Он устраивал множество показательных выступлений, зрители приглашались на каждую тренировку, и Соня, которую они сначала смущали, теперь уже расстраивалась, если их было мало. Родителя Сони быстро узнали во всем околофигурном мире как "папу Хени". Это было совершенно естественно и объяснимо. Он работал как современный высококлассный спортивный штаб. Весь ТШТ в "одном флаконе". Правда, для одной единственной ученицы. Результаты не заставили себя ждать.
Соня Хени и возрастной ценз. Большой привет не достопочтенному ISU.
По странной иронии судьбы, именно федерация фигурного катания Норвегии в 2021 году подала в ИСУ заявку на повышение возрастного ценза в фигурном катании. В одиночном катании до 17 лет, для танцевальных и спортивных пар до 16.
Наверное, норвежцы забыли, что их гениальная Соня Хени начала выступать во взрослых соревнованиях с 9(!) лет. В 11 участвовала в своей первой Олимпиаде, где стала 8 - й. А к 17 годам она уже выиграла 4 чемпионата Норвегии, 2 чемпионата мира и стала Олимпийской чемпионкой. В 20 лет взяла вторую золотую медаль, а в 24 третью. И на этом ее жизнь в любительском спорте была закончена. То есть, подобное решение ИСУ, будучи принятым в ее время, "съело" бы практически половину ее спортивной карьеры, если бы она, это карьера, вообще состоялась. Благодаря собственному таланту, благодаря настойчивости отца она была готова соревноваться на равных и со сверстниками, и со спортсмена старше ее по возрасту. Спортсмен, каким бы талантливым он ни был, не может жить в режиме ожидания, в соревновательном вакууме. Без соревновательной практики спортсмен не может расти, а если нет роста, то и смысла заниматься этим делом нет. Можно найти другие области применения собственным талантам.
Соня, к счастью, соревновалась, развивалась сама и развивала свой любимый вид спорта. Надо признать, Хени много сделала для женского одиночного катания. Остается только благодарить Бога за то, что в середине 20 века в Норвегии не нашлось людей, желающих перекрыть кислород юным дарованиям. Именно в программах Хени наметился особый характер этого в общем-то, не совсем обычного вида спорта - фигурного катания. Как не банально звучит, в ее программах рождался сплав спорта и искусства, который до сих пор волнует миллионы зрителей. Соня являлась замечательной спортсменкой с великолепными данными, хорошей для своего времени техникой. Ее отличало хорошее скольжение, программы удивляли многочисленными прыжками, среди которых сложный двойной аксель, сложными пируэтами и виртуозными вращениями. И кроме этого она была необыкновенно артистичной. Недаром она позже сделала неплохую карьеру в Голливуде.
Больше всего на свете я хотела, чтобы моя произвольная программа была смесью танца и фигурного катания.
Соня прекрасно чувствовала музыку, умела завораживать зрителей и судей своей короткой историей на льду, чаще всего легкой и веселой. На ее "совести" было появление костюмов с короткими юбками, которые стали не только удобными, но и украшали их обладательниц. Ну, наконец, своей красотой, харизмой она просто пробуждала интерес к фигурному катанию, делала его зрелищным, что тоже шло на пользу этому виду спорта.
Пятно на безупречной репутации.
Последняя Олимпиада, в которой участвовала Хени состоялась в 1936 году в нацисткой Германии. Местом проведения Зимней Олимпиады было определено заранее. После прихода к власти Гитлера поднимался вопрос о переносе соревнований в другую страну, но МОК счел доводы неубедительными. СССР и Испания от соревнований отказались. К бойкоту присоединились и некоторые известные спортсмены. Но соревнования состоялись. Примерно за полгода до Олимпиады, Соня принимала участие в показательных выступлениях, на которых присутствовал Гитлер со своими приспешниками. Она лихо подкатила к бортику и выкрикнула нацистское приветствие, сопроводив его соответствующим жестом. В родной Норвегии фигуристка подверглась резкому осуждения. При награждении олимпийской медалью она не решилась повторить нацистский жест, но приглашение на обед от Гитлера приняла. Позже воспользовалась и помощью Геббельса для продвижения своего фильма в Германии. Выступающие в ее защиту говорили, что Соня была слишком молода, чтобы разбираться в политике, тем не менее эта история до сих пор бросает тень на безупречный образ лучезарной блондинки.
Жизнь после спорта.
В 24 года Соня ушла из любительского спорта. Она не стала кататься до полного изнеможения. Завоевывать олимпийские медали становилось все сложнее. В спину дышали молодые соперницы. В ее распоряжении оказалось достаточно времени, чтобы заработать себе на безбедную жизнь в ледовых шоу и воплотить в жизнь некоторые пока несбывшиеся мечты. Она переехала в США, получила американское гражданство и начала выступать в ледовых шоу. Соня была на гребне популярности, хорошо знала себе цену и всегда требовала соответствующих гонораров. Кроме того, Хени получала выгодные предложения и от рекламодателей. Наиболее удачным было ее сотрудничество с импресарио Артуром Вирцем. Нельзя сказать, что у Сони был легкий характер. Сценический образ легкой, веселой девушки не всегда совпадал с оригиналом. Так во всяком случае говорили о ней люди, которым с ней пришлось работать. В какой-то момент амбициозной Хени захотелось большей самостоятельности, и она расторгла контракт с Вирцем. Но как продюсер он оказался талантливее Хени. "Ледовое ревю Сони Хени" не выдержало конкуренции. Однако внутри миловидной девушки сидел суровый викинг, который не привык сдаваться. Она нашла нового партнера и начала с успехом кататься в европейском турне "Holiday on ice".
И о мечтах.
Балет и кино манили Соню с детства. А она умела воплощать свои мечты в жизнь. "Умирающий лебедь" принес ей одну из трех золотых олимпийских медалей. А "Серенада Солнечной долины" мировое признание. Фильм, в котором она играла главную роль, вышел в 1941 году и имел огромный успех. В биографии Хени он не единственный и не последний. Но самый - самый успешный. Справедливости ради, нужно сказать, что в фильме два момента, обеспечивших ему успех - участие популярнейшей Сони Хени и не менее популярного оркестра под управлением Гленна Миллера. Так Соне покорился и Голливуд, хотя, конечно, почти все фильмы, в которых она участвовала так или иначе были связаны с ее ледовым прошлым.
Снова в Норвегии.
В 1956 году Соня Хени отошла от дел. Последнее турне по Южной Америке провалилось, возникли проблемы со здоровьем. Хени ставит точку в карьере и в третий раз выходит замуж. Ее избранником становится богатый судовладелец Нильс Унстад. В плавание отправляется яхта, названная ее именем. Супруги начитают собирать коллекцию современной живописи: Пикассо, Матисс, Леже, Хундертвассер. В1961 году коллекция в 110 картин передается Фонду Хени-Унстад вместе с деньгами, необходимыми для строительства Центра искусств в 10 километрах от Осло. Умерла Соня Хени в 1968 году от лейкемии.