Недавно я уже размещал на Яндекс Дзене небольшую статью о ремонте шкафа управления вакуумной установки для сбора абразива Munkebo Clemco MB 3000. В ней речь шла о замене устройства плавного пуска на классическую систему запуска асинхронного электродвигателя по схеме "звезда - треугольник". Сарафанное радио, или эта статья сработала, но ко мне обратились с другого судостроительного предприятия ленинградской области с просьбой отремонтировать шкаф управления на аналогичном промышленном пылесосе.
Как оказалось пылесос был такой-же модели на 75 кВт, но более старого типа. В нем уже с завода в шкафе управления были установлены контактные пускатели на 95 Ампер, а не модный нынче "плавный пуск". Похоже в этот шкаф попала влага (сырость Балтики) и пара пусковых контакторов из трех имели обгоревший вид. Один пускатель заменили на новый, а остальные перебрали, и почистили контакты. Но самое печальное - вышел из строя электронный контроллер фирмы OMRON CP1L-J. Похоже выгорели дорожки управляющих сигналов переключающих реле. Местные электрики пробовали его оживить, но безрезультатно...
Учитывая всем известные события, происходящие у нас в стране, и в мире, покупка нового контроллера с предустановленной прошивкой в Дании в фирме Munkebo не представляется возможным... но работать нужно (пылесос этот предназначен для отсасывания песка в пескоструйных работах судов) каждый день простоя стоит огромных убытков для моего заказчика. В итоге я предложил установить вместо японского контроллера OMRON - наш советский контроллер ОВЕН ПР114-224.8Д4А. Цена вопроса 15 000 рублей, плюс стоимость программатора ПР-КП2, той-же фирмы ОВЕН, стоимостью 3 990 рублей.
По своим размерам контроллеры оказались практически одинаковые, у обоих предусмотрено крепление в шкафе управления на дин-рейку. Одинаковое питающее постоянное напряжение 24 Вольт DC. Но из удобных отличий, контроллер Овен сконструирован таким образом, что в случае его выхода из строя, и замены на новый не нужно отсоединять каждый проводок идущий к нему, а достаточно отвинтить пару винтиков и вытащить всю контактную группу (клеммы) целиком. Т.е. вся операция может быть выполнена неквалифицированным персоналом, в полевых условиях за несколько минут.
Эта статья не является рекламой московской фирмы Овен, а служит просто в качестве примера нестандартного решения технической задачи в новых реалиях для нашей страны. Возможно когда-нибудь и в России начнут делать наконец-то такие промышленные вакуумные установки, состоящие из простого компрессорного агрегата Рутца, а не только твердить об импортозамещении. Для этого все имеется, было-бы желание...
Что-же представляет из себя контроллер ОВЕН ПР-114 ? Это - программируемое реле, разных модификаций, но для нашего пылесоса было выбрано бюджетное реле в котором имелось 8 цифровых входов (плюс один аналоговый 4-20 мА) и 8 выходов (4-ре цифровых и 4-ре цифровых/аналоговых). Чтобы написать программу для его работы нужно скачать на сайте фирмы Овен и установить на компьютере бесплатную среду программирования Oven Logiс. Закачка программы в контроллер производится через USB-порт компьютера и специальный провод-программатор ПР-КП2.
Цифровые входы гальванически развязаны двумя группами по пять контактов, а каждый из цифровых выходов контроллера имеет свою гальванически развязанную пару НО (нормально открытых) контактов.
Основной проблемой было написание программы (прошивки) контроллера для работы вакуумной установки. Найдя в интернете англоязычную инструкцию от похожей модели Munkebo Clemco MB 3000, удалось составить алгоритмы ее работы:
1) Кнопка "Пуск" (вход №1) - сигнал на два выхода (№1 и №2) на реле "Осн контактор" и "Звезда контактор" в течение 6 секунд, затем переключение выхода №2 "звезда" на выход №3 "Треугольник - контактор". Во время работы каждые 2 минуты, идет подача сигнала на выход №4 - продувка фильтров - импульсный сигнал 0,2 секунды (на соленоидный клапан продувки фильтров сжатым воздухом извне установки), и на выход №5 лампа "продувка".
После работы в течении 15 минут - остановка (размыкание всех контакторов) и подача сигнала на выход №4 - продувка фильтров - импульсный сигнал 0,2 секунды, каждые 2 секунды (на соленоидный клапан продувки фильтров), и на выход №5 лампа "продувка". По истечении этих 15 минут автоматически возобновляется работа пылесоса, и весь цикл повторяется снова и снова, пока не нажмем кнопку "Стоп".
2) Кнопка "Стоп" (вход №2) - выключение всех контакторов. Далее в течении 10 минут подача сигнала на выход №4 - продувка фильтров - импульсный сигнал 0,2 секунды, каждые 2 секунды (на соленоидный клапан продувки фильтров), и на выход №5 лампа "продувка". Конец цикла.
3) При срабатывании теплового реле двигателя (размыкание НЗ контакта на Входе №3) - аварийная остановка (размыкание) всех контакторов и выход сигнала на лампу "Авария" (выход №6).
В итоге была написана программа, точнее нарисована схема из специальных функциональных модулей и связей между ними.
Чтобы научиться самому программировать в среде Oven Logiс, рекомендую начать с его основ, для этого есть хорошая книжка: "Программируемые реле ОВЕН. Вводный курс. Гайнутдинов К.Р" (можно найти в интернете). Я сам начинал с нее, там все просто и понятно изложено. Когда вы освоите начало, вам станет гораздо легче идти дальше к более сложным алгоритмам. А вообще вам для решения каких то задач надо уметь совмещать не только навыки программирования, а понимание пошагового алгоритма работы установки, и что на выходах вы хотите получить в какой момент, для этого нужно составить функциональную, принципиальную схему управления, схему соединений как внутренних и внешних подключений. На сайте овена есть видеоролики с программированием в овен лоджик, на ютубе их тоже много имеется.
Вот итоговая схема работы:
А это фотография уже обновленного шкафа управления с новым контроллером. Только на фото вместо первого справа пускателя "звезда", сейчас установлен новый пускатель китайского производства LC1-D95 (цена вопроса 6500 рублей).
Естественно прежде, чем нажимать кнопку пуск необходимо протестировать работу всех приборов шкафа без подключения электродвигателя. Для этого отвинчиваем от пускателей все провода, идущие на двигатель, при этом не забываем их маркировать например цветной изолентой.