Найти тему
Родное Пинежье

Исправляем ошибки

Сергий Малопинежский
Сергий Малопинежский

Сегодня Радоница – день поминовения усопших. Мне бы хотелось вспомнить почивших о Господе святых, просиявших на нашей родине – Пинежье.

Опережая статью майского номера, хочу внести некоторые коррективы и извиниться перед нашими читателями за неточности. Работа в режиме цейтнота не оправдывает оплошностей. Однако ограниченные временные рамки не всегда позволяют исследовать тему досконально. Порой приходится ставить точку, подразумевая запятую. Но и вводить широкую аудиторию в заблуждение тоже неправильно. Благо, что периодическое издание и интернет позволяют продолжить поиски истины и донести отдельные изыскания до земляков. И, возможно, вместе с вами, дорогие читатели, открыть новые страницы истории.

Несмотря на всё возрастающий интерес у северян к теме духовности, мы сравнительно мало знаем о наших духовных подвижниках. Некоторые исследователи утверждают, что их было семь, другие говорят о восьми. Как человек верующий, я предполагаю, что их гораздо больше, но не обо всех нам известно, не всех явил нам Господь. Возможно, таковые есть и в наши дни, но мы о них не знаем…

Но не будем впадать в домыслы и фантазии, а будем оперировать фактами.

В своей статье в майском номере журнала «Родное Пинежье» я упомянула восемь святых, рождённых на Пинежье. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле. Сомнения возникают относительно трёх персоналий.

Что касается Параскевы Пиринемской и Параскевы Кеврольской, разные исследователи полагают по-разному. Одни утверждают, что это одна и та же святая. Другие говорят, что это разные женщины. Так, на сайте Архангельской епархии обнаруживаем сведения, что Параскева Пиринемская является сестрой святого отрока Артемия Веркольского и годы её жизни приходятся на XVI век. А Параскева Кеврольская жила в XVII веке, но о ней не сохранилось никаких сведений.

Относительно Варлаама Шенкурского, которого также называют Пинежским и Важским всё, пожалуй, ещё интереснее и сложнее, потому что о нём кое-какая информация есть.

Однако разница в описаниях того, где именно он образовал «Пинежский городок», уводит нас из Шенкурска на Пинежье и возвращает обратно. Так, на сайте http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/varlaam_pinezh.html в биографическом указателе приводятся данные о том, что «Пинежский городок» появился благодаря святому на реке Пинеге. Но скорее всего это ошибка. Поскольку жил он в Шенкурске, то и речь идёт о реке Пинежке, являющейся притоком реки Ваги.

Монахиня Евфимия ссылаясь на источники, пишет: «В Заволочье, над рекой Вагой Василий поставил городок и назвал его «Пинежским городком», как поставленный над рекой Пинежской». Точнее было бы написать: «над рекой Пинежкой», как это указывается на сайте https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/224.

Более никаких упоминаний о том, что Варлаам Шенкурский жил на Пинежье, мы не находим, поэтому полагаем, что скорее всего путаница произошла от схожести в названиях рек. И вот это уже интересно, но едва ли относится к изучаемому нами вопросу: как приток Ваги получил название, однокоренное названию нашей реке Пинеге?

Читаем далее там же: «…в миру Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник – один их богатейших людей Великого Новгорода. Древний повествователь пишет о нем: «Посадник Василий по наследству («из отечества») владел Заволочьем; р. Вага со всеми ее окрестностями была в его владении». По другим сведениям, дед Василия Степановича Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у чудских старшин земли Шенкурские до Ростовских границ». Поэтому утверждать, что Варлаам Шенкурский – святой, рождённый на Пинежье, это, конечно, ошибка.

Однако вполне правильно будет отнести к числу святых, просиявших в земле Пинежской, Никона Оптинского (Беляева), который был сослан в Пинегу во время гонения на христианство в XX веке. Покоится он на кладбище в Валдокурье.

Святые угодники Божии, молите Господа Бога о нас!