Меня зовут Дмитрий Гриц, я адвокат и много занимаюсь корпоративными спорами. И у меня есть несколько советов для совладельцев общего бизнеса, которые помогут укрепить партнерство и не потерять бизнес и деньги.
Когда мы берем кого-то в партнеры, мы выбираем хороших людей. Это наш друг, брат, жена или муж, «мы вместе уже 15 лет». Никто не делает общий бизнес заведомо с негодяем. Нет такого, что дай возьму в бизнес плохого человека, чтобы потом ему не доверять.
«Нормальные же люди, договоримся» – классическая фраза, которую будущие бизнес-партнеры говорят друг о друге.
Партнеры – это те, кто делает один общий проект:
- союз нескольких людей, друзья, семья или одногруппники,
- новый/работающий бизнес и инвестор,
- временное объединение двух брендов (коллаборация),
- большая корпорация, внутри которой появляется новое направление – корпоративный стартап,
- опционы для ключевых сотрудников.
Во всех этих случаях это партнерство и его нужно делать по правилам, о которых я сейчас расскажу.
Первое и самое главное правило – это сесть и поговорить заранее!
Когда вы еще в хороших отношениях. Потому что когда вы разговариваете заранее, до конфликта, то вы значительно больше настроены договориться. Это такая очевидная штука, что про нее даже не вспоминают.
Это всплывает, когда уже есть конфликт, когда у вас, например, кассовый разрыв и один другому говорит: «А как так? Ты же отвечал за финансы!». А второй: «В смысле? Это же ты отвечал за финансы!» – и в этот момент уже сильно сложнее договорится кто отвечал за финансы.
А вот когда вы разговариваете заранее – вы определяете границы. Потому что людям комфортно работать, если есть предсказуемость: кто за что отвечает, когда будут выходные, чего от них ждут.
О чем точно нужно поговорить и какие вопросы нужно задать партнеру еще до того, как начать общий бизнес?
- Распределение долей: размер, созревание доли, условия получения
- Роли партнеров, распределение функционала, обязанностей и ответственности
- Видение и ценности компании – задайте вопрос себе и партнеру: что для вас ошеломительный успех? Важно чтобы ваши ответы были соразмерны.
- Порядок принятия решений – кто главный? Может быть по разным вопросам главными будут разные партнеры?
- Рабочее время, отпуск и зарплата: сколько должен работать и отдыхать управляющий владелец?
- Вклад ресурсов каждого в компанию
- Что мы будем делать если расстанемся: как делить бизнес? Сотрудников? Товарный знак?
- Разрешение конфликтов и негативные сценарии: что будет если один из совладельцев умрет? Выгорание партнера? Внешние угрозы?
- Распределение прибыли: эта компания для себя или на продажу?
По итогам этой беседы нужно составить партнерское соглашение. И в нем, без всяких юристов, очень четко и конкретно зафиксировать ваши ответы. Есть такое целеполагание по SMART. И ответы должны быть точно такие же: конкретные, измеримые, достижимые, привязаны ко времени.
Почему важно записать договоренности? Потому что у устных есть две проблемы: они забываются или трактуются потом неправильно. И когда вы их записываете, вы более четко формулируете, осознаете и потом в любой момент можете вернуться и посмотреть, как вы договорились.
Сейчас открыты продажи на второй поток моего курса «Партнер». Это фундаментальный курс о том, как построить крепкое и эффективное партнерство. Предприниматели учатся договариваться с партнером и составлять партнерское соглашение без юристов.
Даже если вы еще только собираетесь вступать в партнерство, курс вам поможет: вы сможете избежать многих ошибок на старте и не потерять деньги и время.
Чтобы занять место на курсе – переходите на сайт и оставляйте заявку.