Сквозь бури и грозы, продираясь между облаками, летит маленький самолёт. А в кабине - отважный лётчик. На нём развивается ярко-белый шарф. Мужественным взглядом за шикарными очками всматривается далеко вперёд!
Не правда ли, романтичный образ первых авиаторов? Не то, что сейчас у современных пилотов. Кнопку нажал - взлетел. Кнопку нажал - сел. Тумблером щёлкнул - маршрут сам построился.
А лётчики прошлого всё сами: и управление, и навигация, и девушкам на аэродроме улыбаться, если они там были по каким-то причинам.
Но как велась эта самая навигация без сложных датчиков и систем?
Присаживайтесь поудобнее, сегодня расскажу, как зарождалась такая специальность, как воздушная навигация.
Статья не претендует на объективную объективность, написана в развлекательно-познавательных целях. Но, если Вы, дорогие читатели, заметите вопиющие неточности буду благодарен за конструктивные дополнения в комментариях.
Куда смотрю, туда лечу
Если вы вдруг застали Москву 80-х, то наверняка помните таксистов тех времён. Грозные, подтянутые, а главное, складывалось впечатление, что у них весь город в голове. Куда свернуть, где проскочить, чтобы побыстрее. Не человек, а компьютер. Так вот, авиаторы прошлого должны были держать в голове в десятки раз больше карт и маршрутов, так как в небе указателей нет, и куда ты прилетишь, зависит только от твоих навыков ориентирования на местности и глазастости. Смотришь с небес на землю и вспоминаешь.
Ага... вон домик бабы Нюры, а если чуть дальше по дорожке, то будет сарай деда Семёна. А значит уже скоро поле, на котором сядем.
Так зародился первый способ навигации. Метод визуальных полётов или куда смотрю, туда и лечу.
Основными способами визуальной навигации были определения основных путевых точек. Делились путевые точки на три типа:
Точка. Используется в первую очередь для объектов, считающихся одной точкой, например, вышки, водонапорные башни или элементы рельефа. На карте обычно отображается специальным символом;
Линия. Это объекты, имеющие длину в плоском пространстве, например, автомобильные и железные дороги, реки или береговые линии;
Площадь. Это крупные объекты с известными контурами, например, озера или города.
Так что тут надо было успевать и на карту смотреть, и на приборы поглядывать.
Чтоб хоть как-то упростить жизнь своим лётчикам, развозившим почту, в США придумали интересную идею.
Начали рисовать огромные стрелки на земле.
В 1920-х в США начала активно развиваться доставка почты по воздуху с помощью первых самолётов. Существующие на тот момент навигационные карты не отличались точностью и достоверностью, ночью без визуальных ориентиров летать вообще невозможно, а почта должна быть доставлена своевременно!
Чтобы решить эту проблему, вдоль всей воздушной трассы, от восточного побережья до западного, на земле построили здоровенные бетонные стрелки, а также установили вышки-маяки, чтобы лётчики-почтальоны не сбивались с пути. Стрелки были построены на расстоянии около 16-20 км друг от друга, а свет от маяков помогал пилотам их находить.
Под большинством маяков был крепкий фундамент 15-2 метров в длину, на котором располагались сам маяк, домик, в котором размещался генератор электроэнергии для обеспечения электричеством ламп на маяке, и сама стрела. Такие стрелки можно было разглядеть с 15-километровой высоты.
Лучший друг лётчика
С прогрессом росли скорости, высоты и дальность полёта. Пилотам уже стало тяжелее ориентироваться в пространстве, не отвлекаясь на управление. А когда во время Первой мировой авиацию выделили в отдельный класс, и появились первые бомбардировщики, кому-то надо было решать, когда бомбы сбрасывать.
Пришлось поставить в самолёт первый вычислитель, а так как изобретать такое долго, решили довериться старому доброму человеческому интеллекту и придумали человека - штурмана.
Залихватский парень, который в курсе, куда мы летим, как мы летим, и когда прилетим.
Специально обученный человек размещался в специально оборудованном месте с часами, компасом и картой. Вооружённый карандашом, линейкой и смекалкой в обнимку с недюжинными знаниями. Штурманы принялись воевать с природой за быстрые, доступные и безопасные маршруты. Скрипя мозгами, вели самолёты через небесную гладь.
В молодой советской России после Первой мировой и Гражданской войн авиация находилась в тяжелом положении. За то время, пока страну штормило, большая часть лётного состава перешла на сторону белых, была репрессирована, погибла, либо покинула страну.
Кадры надо было восстанавливать, и при воздушном флоте организовали аэронавигационную службу. Её техническое оснащение оставляло желать лучшего: приборов было мало, летать немногочисленные аэронавигаторы предпочитали по хорошо известным ориентирам.
В 1926 году аэронавигационную службу возглавил Борис Стерлигов. Он переоснастил службу и организовал курсы для подготовки кадров. Именно по его инициативе аэронавигаторов стали называть штурманами по аналогии с морскими навигаторами.
Так родилась и крепко закрепилась профессия штурмана в советской авиации.
В 1929 году Борис Стерлигов с экипажем во главе с командиром Семеном Шестаковым совершил авиаперелет из Москвы в Нью-Йорк. Тогда через Сибирь и Аляску на самолете АНТ-4 «Страна Советов» они преодолели более 20 тысяч километров за 141 летный час и 29 октября 1929 года приземлились в Нью-Йорке. На протяжении всего полёта штурман Борис Стерлигов прокладывал маршрут, используя лишь компасный курс и наземные ориентиры, не имея никаких радиотехнических средств.
Важным событием для авиации и воздушной навигации является перелёт по маршруту через северный полюс, выполненный экипажами Чкалова и Громова. 18–20 июня 1937 года, экипаж самолёта АНТ-25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова совершил первый в мировой истории беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Полюс в Америку. Меньше чем через месяц 12-14 июля 1937 года советским лётчикам Михаилу Громову, Андрею Юмашеву, Сергею Данилину удалось превзойти это достижение и поставить абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полёта из СССР в США через Северный полюс по прямой. Во время этого полёта активно использовались визуальные методы аэронавигации, даже с такими примитивными методами удалось достичь выдающихся успехов.
Со временем самолетные системы все чаще и активнее оборудовались более новыми и совершенными системами навигации. Появились первые спутники. Но ещё очень долго штурманы не выходили из моды. Несмотря на все передовые технологии, они до сих пор востребованы, пускай не в таком количестве, как раньше. Без мастеров карты и компаса никуда в военной авиации. И потом, как бы ни был прекрасен вид из левого кресла, ничего лучше и красивее, чем вид из штурманской кабины, не придумали.
Подписывайтесь, делитесь своими мыслями в комментариях, задавайте вопросы. До новых встреч в следующих статьях.
Предлагаю ознакомиться с материалом о том как придумывают и разрабатывают самолёты.
А тут узнать про то как в качестве эксперимента разбили пассажирский самолёт.