После Краеведческого музея, Горной аптеки и обеда, мы мы встретились с местным гидом и отправились на экскурсию по городу.
Старейшая улица в Барнауле — Ползунова. В прошлом она называлась Левый берег пруда и обрамляла водохранилище того самого Барнаульского сереброплавильного завода. Водохранилище было засыпано в 1920-х годах.
На улице Ползунова расположен один из роскошнейших сохранившихся деревянных домов Барнаула — усадьба Лесневского, начальника чертежной мастерской Алтайского округа. Здание — жилое. Состояние у него — плачевное.
Ещё улица Ползунова примечательна старой трамвайной линией. Этот её отрезок с потрясающими сохранившимся фигурными столбами — одно из самых фотогеничных мест Барнаула.
Величественное здание с портиком — бывшая богадельня для заводских инвалидов, построенная в 1830 году. Сегодня под его крышей располагается супермаркет «Мария-Ра». Это — местная сеть розничных магазинов, к слову одна из крупнейших в России. Её владелец — Александр Ракшин, а название — в честь его матери Марии Ракшиной.
Купеческая застройка Барнаула сохранилась относительно неплохо.
Красота, по моему мнению.
Чугунные львы в китайском стиле над старыми воротами одного из купеческих особняков — одна из городских загадок. До сих пор неизвестно ни откуда они здесь появились, ни когда это произошло. Так или иначе, эти львы в течение последней сотни лет — неотъемлемая часть городского пейзажа. Такая же как появившиеся в постсоветские времена по всей стране и чудом сохранившиеся до сих пор в отдельных городах лавки по скупке золота, серебра и ворованных мобильных телефонов.
Во двор одного из старых торговых пассажей ведёт неприметный проезд. Среди городских краеведов он известен как «Арка НКВД». Это место — отголосок кровавых репрессий прошлого века, памятник, воздвигнутый себе руками самих заключённых.
Стены проезда сплошь покрыты выцарапанными на кирпичах фамилиями и годами рождений. Согласно городской легенде, во времена «большого террора» здесь располагался городской отдел НКВД, и проезд, окружённый с обеих сторон тяжёлыми металлическими воротами, использовался для содержания осуждённых, которые и летом, и зимой, и в жару, и в мороз дожидались у этих стен своих приговоров.
Для кого-то эти стены стал последним приютом перед расстрелом.
Очень жуткое место. Прикасаешься к старым исцарапанным кирпичам, и холод пробегает по спине.
Неприметное кирпичного цвета здание, увешанное увесистыми коробками сплит-систем, — Администрация Барнаула.
Старинная городская легенда рассказывает о проживавшем здесь некогда алтайском генерале, жена которого на одном из балов несколько танцев кряду протанцевала с заезжим горным инженером. Ревнивый муж, почувствовав себя оскорблённым, взял жену под руку, отвёл её в подвал и замуровал там в стене прямо в голубом бальном платье. С тех пор в этом здании неоднократно видели призрак дамы в голубом одеянии, которая, легко ступая, подходила к роялю, поднимала его крышку и начинала музицировать.
Работники городской администрации к старой легенде относятся со скептицизмом, однако некоторые из них признаются, что нет нет да иногда и услышат невесть откуда доносящийся звук рояля.
Напротив Администрации Барнаула — здание бывшего духовного училища. Удивительно, но в наши дни здесь как и сто лет назад размещается семинария.
На примере окон первого этажа хорошо видно как вырос культурный слой в Барнауле за прошедший век.
Ещё одно здание с историей — старый польский трактир. В XIX веке он считался одним из лучших подобных заведений во всей Сибири.
Позади него настырно растёт очередная убивающая дух Барнаула современная уродливая громада. Каламбур в том, что Барнаул окружён степью — строй не хочу. Но нет, почему-то особым шиком считается воткнуть новый многоэтажный дом посреди старой малоэтажной застройки.
В советские времена одной из любимых тем оформления чего бы то ни было в Барнауле был космос. Причина проста: в одной из деревень Алтайского края родился Герман Титов, второй советский космонавт.
Нулевой километр — точка отчёта расстояний в Алтайском крае.
«Дом под шпилем» — унылая сталинка, почему-то считающаяся архитектурной визиткой Барнаула. В здании, которые местные обычно называют просто «Шпилем», до сих пор существует гастроном «Под шпилем». В советские времена он считался лучшим в городе. По иронии судьбы на противоположной от него стороне площади стоял памятник Ленину, указывавший своей рукой в сторону гастронома, и когда кто-то шёл «под шпиль» за водкой, то шутил, что он всего лишь исполняет «волю Ильича».
На проспекте Ленина аккурат напротив «Шпиля» стоят неприметные на первый взгляд железные ворота. Но стоит приглядеться повнимательнее, и удивлению не будет предела: на каждом из восьмиугольных щитов изображена пятилепестковая роза Мартина Лютера с крестом посередине — известнейший символ лютеранства. Откуда этот знак появился на воротах, изготовленных в 1954 году в СССР, — загадка. Скорее всего, готовивший их художник просто срисовал символ откуда-нибудь, совершенно не задумываясь о его значении.
В 1942 году в Барнаул были эвакуированы станки из цехов Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Так в городе появился завод № 77 (ныне — Барнаултрансмаш), на котором в годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше десяти тысяч двигателей для танков Т-34.
Один из таких танков, кстати в 1945 году принимавший участие в освобождении Праги, теперь установлен у кинотеатра «Мир».
В Барнауле — одна из самых развитых в Сибири трамвайных систем. Основной подвижной состав — чешские Татры T3 и T6B5.
Самый известный барнаульский долгострой — реконструкция художественного музея, начавшаяся в 2012 году и до сих пор так и не завершённая.
Единственный в городе подземный переход — с дверями а ля «метро», установленными с целью защиты от ледяных степных ветров зимой.
Сам переход — тёмный и тесный. Половина его пространства занята лавками, торгующими сувенирами, а заодно скупающими драгметаллы и старые мобильные телефоны.
Улица Анатолия, на которой мы жили, в ближайшем рассмотрении оказалась одной из интереснейших в городе.
Посмотрите, какая прекрасная модерновая расстекловка в магазине на первом этаже.
Вот — каменная красота. Когда-нибудь все эти гарант-сервисы и иные владельцы городской недвижимости прозреют и вернут свой дом в исходный вид, разобрав дурацкую пристройку, сбив серые коробки сплит-систем и восстановив оригинальную расстекловку окон.
Деревянная красота. Обратите внимание на резные наличники вокруг окон второго этажа.
Это — искусство: повернуть объектив камеры в ту или иную сторону. На самом деле, Барнаул выглядит так.
Символ девяностых-нулевых — дом «Три богатыря».
Символ семидесятых-восьмидесятых — мозаики на торцах жилых домов, сложенные из обычной кафельной плитки.
Самая знаменитая барнаульская мозаика — «Знамёна революции» — расположена на здании местного УФСБ. На ней традиционный для эпохи соцреализма сюжет: лидеры большевиков — Ленин, Дзержинский, Троцкий — выступают перед красноармейцами. На заднем плане реют красные флаги и знамёна. И на одном из них — неожиданно каноничное православное изображение Георгия Победоносца, пронзающего копьём змея.
За сим на сегодня всё. Не переключайтесь!