Одним из атрибутов самых ранних детских рисунков становится солнце, нарисованное в виде четверти круга в углу. Почему многие дети так странно изображают небесное светило? Стоит ли беспокоиться, если ребенок уже достиг школьного возраста, но упрямо продолжает изображать солнце в уголке листа? Сегодня, в День солнца 3 мая, попробуем ответить на эти вопросы.
Хотя дети в большинстве своем фантазёры и люди творческие, при освоении простейшей техники рисования они ориентируются на образцы, которые показывают им старшие дети или взрослые. Поскольку мелкая моторика у малыша еще очень слабо развита, нарисовать окружность - сложная задача. Поэтому чаще всего композицию с солнышком в уголке дети не изобретают сами, а осваивают предложенный образец. Но если малышу с раннего возраста читают книги и дают рассматривать иллюстрации, образ солнца в виде диска он начинает наблюдать и запоминать уже с 2-3 лет.
Несмотря на опыт наблюдений и попытки нарисовать солнечный круг, первые попытки окажется не слишком удачными. Малыш понимает, что изобразить четверть круга намного проще, чем окружность. Он и сам радуется тому, что "солнце уголком" вышло более-менее ровно, и взрослые такие рисунки одобряют. Поэтому в дошкольном детстве такой композиционный элемент довольно прочно закрепляется как традиционный способ обозначить солнце на рисунке. А "солнце кружочком" - это удел "настоящих художников" и "взрослых". До такого уровня мастерства ещё дорасти надо!
Есть версия, согласно которой ребенок таким образом изображает ту часть окружающего мира, которая соотносится в его сознании с образом матери в младенческий период. Находясь у груди матери, младенец видит её волосы и примерно четверть лица, что соотносится с лучами солнца и четвертью солнечного диска.
По мере развития мелкой моторики и расширения представлений об окружающем мире у детей появляется желание изобразить реальность более достоверно. Рассмотреть форму солнца, глядя на него, довольно проблематично. Поэтому для перехода от элемента "солнце уголком" к "солнышку круглому" ребенку тоже надо увидеть образец и несколько раз повторить его. Чаще всего этот переход происходит в возрасте 6-7 лет и примерно совпадает с поступлением ребенка в школу.
Случается, когда ребенок продолжает упрямо изображать солнце в углу листа, хотя уже много раз видел другие образцы, его обучали рисованию солнца в виде диска. Причин таких предпочтений может быть несколько, но примерно к возрасте 8 лет "солнышко уголком" на рисунках встречается довольно реже.
По версиям разных психологов, "солнце уголком" у детей младшего школьного возраста может сохраняться при:
- отказе о принятия новой социальной роли - рисунок продолжает демонстрировать осознание ребенком себя как малыша, дошкольника,
- заниженной самооценке - ребенок боится применить новые изобразительные приемы и пользуется только хорошо освоенной техникой рисования,
- проблемах с развитием мелкой моторики - изображение окружности остается сложной задачей, и ребенок выбирает более примитивный изобразительный прием.
Если такой композиционный элемент продолжает встречаться на рисунках ребенка, закончившего 1 класс, это повод повнимательнее присмотреться к его поведению и самочувствию.
Ругать ребенка за "неправильное" солнце ни в коем случае не следует. Важно показывать другие изобразительные приемы и поощрять их применение. Желание освоить новый способ изображения помогают и яркие, качественные иллюстрации в книгах.
#детская психология #психология детства #детские рисунки #рисуем с детьми