Найти тему

Сухарева Груня Ефимовна, 1891-1981 г.г.

Основоположник детской психиатрии

XX век стал во многом переломным в мировой истории и, в особенности, в истории России. Это был век бурного развития биологии и медицины, психологии и социальных наук. Век огромных общественных перемен и мировых войн. Именно подобный век и мог породить ярких людей, ставших первопроходцами в своей области. Груня Ефимовна Сухарева — советский психиатр, одна из основоположников детской психиатрии на территории бывшего СССР. Дала первое в научной литературе описание РАС и дифференцировала его от детской шизофрении.

История Г.Е. Сухаревой уходит корнями в традиционную обеспеченную еврейскую семью, жившую в Киеве в конце XIX — начале XX века.

В семье Рахили и Хаима Сухаревых было две дочери: Груня и Мария. Груня, старшая, родилась 11 ноября 1891 года в Киеве, там же спустя шесть лет появилась на свет Мария. Чем занимались родители Груни, неизвестно. Но, очевидно, семья была состоятельная, так как обе дочери учились на медицинском отделении Высших женских курсов Киева. Мария Ефимовна (Хаимовна) станет известным профессором инфекционистом. Груня Ефимовна (Хаимовна) — психиатром.

В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего 24-летняя Груня устроилась в эпидемиологический отряд, в котором проработала два года. Вероятно, тогда у нее и зародился интерес к психиатрии — во время наблюдения за расстройствами психики при острых инфекционных заболеваниях.

С 1917 по 1921 годы работала психиатром в психоневрологической Кирилловской больнице Киева, где и определился круг научных интересов Сухаревой — расстройства личности у детей.

В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков.

Не было области детской психиатрии, которую не затронула бы Сухарева: она занималась неврозами, шизоидными психопатиями, разработала классификацию олигофрении, принятую в России по сей день. Но неожиданный всплеск интереса в мировом психиатрическом сообществе к русскому врачу в конце XX века связан с одной вполне конкретной ее статьей.

Еще будучи в Киеве, Г.Е. Сухарева начинает изучать расстройства личности у детей, но лишь в Москве эта работа получает свое оформление и выливается в несколько важнейших статей: «Шизоидные псиxопатии в детском возрасте» («Вопросы педологии и детской психоневрологии», 1925 г.). В этих статьях Г.Е. Сухарева подробно, ярко описывает мальчиков, страдающих по ее определению «шизоидной психопатией». Позднее она назовет это состояние «аутистической (патологической избегающей) психопатией». Годом позже, во второй статье в том же журнале, Г.Е. Сухарева опишет клиническую картину шизоидной психопатии у девочек, тем самым первой обратив внимание на саму возможность возникновения аутизма у женщин и описав гендерные различия в его течении.

Именно с этим периодом в жизни Г.Е. Сухаревой связан спор о приоритете в открытии детского аутизма. Долгое время первооткрывателями детского аутизма считались американский психиатр Лео Каннер (1943 г.) и австриец Ганс Аспергер (1944). Работы Г.Е. Сухаревой оставались неизвестными для западных специалистов. Однако, публикации последних лет позволили по иному взглянуть на эту проблему. Известно, что позднее, в 1949 г. Лео Каннер ссылался на другую работу Г.Е. Сухаревой 1932 года. Аспергер же никогда не упоминал о ней. Впрочем, участие Ганса Аспергера в деятельности нацистов, в том числе в программе расовой гигиены, стерилизации и эвтаназии детей с психическими нарушениями делали невозможным упоминание Г.Е. Сухаревой в то время. Термин «синдром Аспергера» много десятилетий использовался врачами-психиатрами для характеристики детского аутизма. О статье Сухаревой забыли. Точнее даже не забыли, а ничего о ней не знали — пока в 1996 году психиатр Сула Вольф не перевела статью на английский.

В 1933—1935 гг. Груня Ефимовна заведовала кафедрой детской психиатрии Харьковского психоневрологического института, входившего тогда в структуру Украинской психоневрологической академии. В этот период внимание Г.Е. Сухаревой привлекает детская шизофрения. Результатом становится замечательная, актуальная и сегодня монография «Клиника шизофрении у детей и подростков».

Детскую шизофрению Г.Е. Сухарева рассматривала как сложный конгломерат болезненных процессов, свойственных самой шизофрении, и дизонтогенеза, возникающего в процессе болезни. Течение болезни подразделялось на непрерывное вялое, свойственное детскому возрасту, приступообразное — подростковому, и смешанное. Г.Е. Сухарева подчеркивала своеобразие клинической картины, незавершенность психопатологических образований в детском возрасте, меньшую выраженность психотических расстройств, нарастание аутистических проявлений с аффективной обедненностью и утратой единства личности.

С 1933 по 1935 годы заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году защитила докторскую диссертацию.

В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла её до 1965 года.

С 1938 по 1969 годы — заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР (в клинике работала до 1979 года).

Во время войны она уехала в эвакуацию в Томск, где вместе с коллегами из Московского института психиатрии диагностировала раненых с черепно-мозговыми травмами и написала работу «Психогенные типы реакций военного времени».

Груня Ефимовна была не только гениальным врачом, тонким диагностом, но и незаурядным педагогом. Она, передавая свой огромный опыт, стремилась научить молодых врачей клиническому мышлению, умению анализировать, сопоставлять, сравнивать. Её клинические разборы были маленьким спектаклем. На них всегда присутствовало много интернов, ординаторов, молодых специ-алистов. Выслушав докладчика (обычно лечащего врача больного) она спрашивала мнение каждого присутствующего. А потом, после осмотра и беседы с самим больным, в очень мягкой манере, похвалив каждого за отдельные наблюдения, с убедительностью и простотой описывала совершенно другую клиническую картину, четко мотивируя свои высказывания.

Современные детские клинические психологи благодарны Г.Е. Сухаревой за ее разработку проблемы нарушенного развития, психического дизонтогенеза. Ни один учебник, монография, учебное пособие, хрестоматия по вопросам детской клинической психологии не обходится без обращения к наследию Г.Е. Сухаревой и ее выдающихся учеников, прежде всего Клары Самойловны Лебединской, Валентины Николаевны Мамцевой, Моисея Шимановича Вроно, Владимира Викторовича Ковалева, Ореста Дмитриевича Сосюкало и многих других.

Её фундаментальный труд «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» в 3-х томах сейчас не изучают в медицинских вузах. Студенты учатся по другим учебникам, в то время как ни в одном из них нет такого полного, детального описания клинических и дифференциально-диагностических критериев нарушений психики, написанных простым доступным языком.

Скончалась 26 апреля 1981 года в Москве. Похоронена на Востряковском кладбище

Память о делах, научном подходе к детской и подростковой психиатрии, анализ и интеграция наследия Г.Е. Сухаревой воплощены в регулярно проводимых Сухаревских чтениях (конференции по детской психиатрии и смежным специальностям). Последняя такая конференция состоялась в декабре 2019 года.

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы в 2015 имя Г.Е. Сухаревой было присвоено Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков (бывшая городская детская психиатрическая больница), где Г.Е. Сухарева проработала более 40 лет.

В 2020 году Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы отметил свой юбилей — 125 лет со дня основания. Сотрудники Центра готовят к переизданию труды Груни Ефимовны, которые несмотря на меняющиеся подходы и классификации остаются непревзойденным примером описания клинических случаев и объемного видения психопатологии детского возраста. Современные специалисты получат возможность обратиться к первоисточникам Г.Е. Сухаревой и использовать ее колоссальный опыт в своей работе по поддержанию психического здоровья детей и подростков и их семей, что особенно важно в наше динамичное время.