Каждый родитель испытывает чувство тревоги и страха за свое чадо. Это нормально!!!! Но всегда ли оно обосновано. В видео сюжете, я постаралась раскрыть на что обратить внимание, в такой важный и ответственный момент - поступление ребенка в детский сад!
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АДАПТАЦИИ
Адаптация - это приспособление организма к новым условиям.
Адаптационный период характеризуется тревожностью и плаксивостью. Основными показателями тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Эмоциональное напряжение сказывается на сне и аппетите малыша, любимые игрушки уже не вызывают прежнего восторга, снижается речевая активность.
Специалисты различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
- При легкой адаптации (благоприятной) в течение месяца у ребенка нормализуется поведение , он спокойно или радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливаются речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
- Во время адаптации средней тяжести (условно благоприятной) нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, "тени" под глазами, "пылающие" щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
- Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации (неблагоприятной). Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, отсутствует интерес к игре и общению. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
- Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома.
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и детском саде.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
- Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.
- Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Главное правило таково: спокойна мама - спокоен малыш.
- Дома и в саду говорите с малышом спокойно, но уверенно.
- Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться .
- Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).
- Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока!”. После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.