Найти в Дзене

Специфика познавательной деятельности

Российская психология, педагогика и философия утверждают, что способности человека развиваются в процессе деятельности. В концепции модернизации образования важную роль играет познавательная деятельность. Главный способ развития познавательных способностей студентов - организация их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Важную роль играет правильно выбранная форма. Развитие познавательных творческих способностей студентов - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими развитию студентов на данном этапе, и задаче да

Российская психология, педагогика и философия утверждают, что способности человека развиваются в процессе деятельности. В концепции модернизации образования важную роль играет познавательная деятельность. Главный способ развития познавательных способностей студентов - организация их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Важную роль играет правильно выбранная форма.

Развитие познавательных творческих способностей студентов - цель деятельности преподавателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии студентов, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими развитию студентов на данном этапе, и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей студентов. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь студентам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучающегося, превышающие его возможности, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают веру в свои силы и способности.

Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей юношей и девушек.

Любая деятельность человека, не только познавательная, складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Студент в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение преподавателя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет упражнения, творческие задания и т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление руководит всеми другими познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Следовательно, активизировать познавательную деятельность студентов - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Кроме того, развивать познавательные способности - это, значит, формировать мотивы учения.

Студенты должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у молодых людей мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач образования в целом и ССУЗ в частности. Задача формирования мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у студентов, невозможно развить и их мышление.

Итак, используемые преподавателем приемы и методы познавательной деятельности студентов в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие их мышления и одновременное формирование у них мотивов обучения. Вопросы активизации учения в средних специальных учебных заведениях относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как в основе обучения и развития лежит деятельность и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания студентов средних специальных учебных заведений. Особая значимость познавательной деятельности состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применить их на практике. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации студентов средних специальных учебных заведений.

Методической темой, над которой я работаю несколько лет, является «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках английского языка ». Цель данной работы обобщить, как используя различные формы современного урока, можно активизировать познавательную деятельность студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам.http://englsecrets.ru/