Опираясь на ФГОС, мы знаем, что ребенок к завершению дошкольного детства должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах и другие. Важным показателем готовности ребенка к успешному обучению служит правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Сформировать данные компетенции силами только традиционной методики невозможно, как так к каждому из них нужно подобрать свой «золотой ключик», который откроет ребенку интересный и увлекательный мир. Здесь на помощь приходят инновационные технологии. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона. Главное в работе педагога сохранность здоровья детей, поэтому в своей практике применяю современные инновационные технологии, которые служат эффективным дополнением к общепринятым классическим технологиям и методикам.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Викторовна Курис, профессор, академик Международного Университета Фундаментального обучения.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии – Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Термин «биоэнергопластика» состоит из трёх слов: био, энергия и пластика. Био- человек, как биологический объект, энергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Для коррекционной работы в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
В настоящее время в дошкольной литературе опубликовано множество апробированных на практике разнообразных игр, упражнений по биоэнергопластике.
В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игровых приемов на развитие речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Отсюда и актуальность выбранной темы.
Цель: повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.
Задачи:
1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
3. Развивать координацию движений;
4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей.
Биоэнергопластика – это одно из эффективных средств коррекции речи, помогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Работа по применению биоэнергопластики состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Она используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях.
На первом этапе происходит знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
Второй этап работы – основной. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях мною изготовлены красные варежки (имитация языка) и применяются игровые персонажи (мальчик Чок Веселый Язычок, пёс Дик Речевик, «Волшебные перчатки», сказочные герои для пальчиковых игр).
Для эффективной работы составлены схемы, рисунки с обозначением упражнений по биоэнергопластике. Подобрана картотека стихотворных строк, сказок, комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик.
Систематизированы игры и упражнения, направленные на постановку и автоматизацию звуков у детей дошкольного возраста.
Мониторинг эффективности использования биоэнергопластики при постановке и автоматизации звуков старших дошкольников показал, что у детей повысился интерес к логопедическим занятиям, появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков, повысился эмоциональный комфорт на занятиях, увеличилась работоспособность детей.
Работа по реализации идеи показал, что биоэнергопластика проста в использовании и доступна широкому кругу педагогов. Игры и упражнения с ее использованием можно многократно изменять, модифицировать при изучении разных тем, также помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.