Началась Великая Отечественная война. И с первых же дней войны над станцией Осташков стали появляться фашистские самолеты-разведчики.
Эвакуировав своевременно предприятия, учреждения и население, железнодорожники станции Осташков, оставшиеся на своих рабочих местах, несли все тяготы войны на своих плечах.
Особенно испытали эту тяжесть войны работники восстановительного поезда, которые должны были рассчитать путь для ежедневного прохождения десятков железнодорожных составов с военной техникой, боеприпасами и людьми.
Люди латали железнодорожное полотно, укладывали развороченные рельсы и шпалы, наводили мосты.
Восстановительный поезд ходил по маршруту от ст. Осташков до станции Бологое, и также в сторону Пено до Великих Лук, случалось, и по другим направлениям.
Машинисты Осташи –
Дыбин Михаил Павлович, проживающий ул. Володарского, д. 214,
Юрков Александр Михайлович, проживающий Гвардейский проспект, 22,
Кочкин Алексей Васильевич, проживающий Школьная ул., д. 24,
Куренков Владимир Иванович, проживающий Садовая ул. дом 24,
Чижов, проживающий по ул. Евстафьевской, дом 31,
Механикова Елизавета Григорьевна (работала на жел. дороге с 1931 года по 1961 год), а также другие ветераны железнодорожники вспоминают особо тяжелый и опасный труд работников восстановительного поезда в период Великой Отечественной войны. Люди работали под бомбежкой, пользуясь короткими промежутками между налетами фашистской авиации.
Бывшие военные и жители Осташкова, кто оставался во время войны в городе, рассказывают об особенно сильной бомбежке станции Осташков 22 февраля 1942 года. В этот день погибло сразу пять работников восстановительного поезда во время налета немецкой авиации на станцию Осташков:
Скопцов Александр Яковлевич – работал помощником механика крана;
Брондин Николай Петрович – работал в должности автогенщика;
Моисеев Николай Александрович – работал машинистом крана;
Фуфлыгин Иван Васильевич – работал в должности тракториста;
Моисеев Александр Александрович – работал слесарем.
Все вместе они захоронены в одной братской могиле в центре старого кладбища.
Прошло 40 лет с тех пор как прогнали фашистов с территории нашего района. Восстановлен разбитый в войну жел. дор. вокзал, построена новая камера хранения багажа и другие службы, но напоминают о войне многочисленные маленькие, постепенно зарастающие болотца, которых много около железнодорожной линии рядом со станцией Осташков. Это воронки от бомб и снарядов, заполненные водой. Медленно залечивает земля раны, нанесенный ей войной, но никогда не сотрется в людской памяти подвиг тех, кто отдал свою жизнь во имя победы. Благодаря этим труженикам войны мы можем жить не вздрагивая от разрывов бомб.
Работники восстановительного поезда станции Осташков чтят память своих товарищей, погибших в войну. Постоянно следят железнодорожники за братской могилой. Сегодня они несут трудовую вахту в честь мира на земле. Чтобы никогда больше не восстанавливать искореженные снарядами пути, а вдоль железнодорожного полотна расцветали сады.
Примечание:
1. Восстановительный поезд ст. Осташков до 1949 года имел № 4035. Затем был расформирован.
С 1949 года по 1953 год имел № 5033. Как был создан этот поезд? Дали три вагона, а работники восстановительного поезда создали новый восстановительный поезд. Этот вновь созданный поезд был отправлен на север.
С 1953 года был сформирован новый восстановительный поезд за № 4031, который и сегодня имеет этот номер.
2. Начальниками восстановительного поезда были:
До 1945 года – Трофимов Терентий Арефьевич.
С 1945 до 1950 г. был Кукин Михаил Осипович.
С 1950 г. до 1980 г. был Рубинович Давыд Яковлевич.
С 1980 г. – Пыж Вениамин Львович.
Гор. Осташков, 1982 г.
К.П. Брондина.