Найти тему
Шпионские страсти

Украсть филёра

1928 год

Турция

Занятие филёра* не только хлопотное и осуждаемое (в том смысле, что даже начальство относится пренебрежительно), но порой и опасное для здоровья...

В 1920-е годы, когда СССР и Турция дружили, ОГПУ организовало канал, с помощью которого из Стамбула вывозили похищаемых там нужных ему лиц.

Чтобы турецкая полиция и пограничная стража, контролировавшие порт, куда заходили советские суда, не вмешивалась в эти дела, их регулярно подкармливали, давая щедрый бакшиш.

Среди моряков советских судов в те времена было довольно много секретных сотрудников ГПУ.

Если кто-то вызывал интерес у ОГПУ, такого человека старались заманить под каким-либо благовидным предлогом на советский пароход, откуда путей у такого «гостя» было только два: либо в СССР, либо на дно морское. Естественно, не в гавани Стамбула.

Золотой Рог. Стамбул. 1920 год
Золотой Рог. Стамбул. 1920 год

Если заманить на пароход не удавалось, старались заманить хотя бы на пристань.

А далее при известной ловкости, быстроте, натиске, поджидавшие на пристани крепкие парни хватали намеченного к увозу и доставляли его на пароход.

При этом местные полицейские и служащие пограничной стражи, если случайно и становились свидетелями подобной сцены похищения, делали вид, что ничего не заметили.

Иногда нахальство сотрудников ОГПУ доходило до того, что таким образом похищались и увозились даже турецкие чиновники.

Так источник лично был свидетелем похищения секретного агента турецкой полиции.

Филёры Российской Империи
Филёры Российской Империи

Один из агентов ГПУ, который вел работу среди эмигрантов, и изредка нарушал нормы турецкого законодательства, как-то обратил внимание, что за ним установлена слежка. Его заинтересовало в связи с чем это делается: до этого турецкая полиция, как правило, не мешала представителям спецслужб СССР в их работе.

Потому агент ГПУ построил свой маршрут таким образом, чтобы заманить турецкого сыщика, который вел слежку на пристань в тот самый момент условленного времени, когда на пристани дежурили несколько крепких парней с какого-либо советского судна.

На подходе к советскому пароходу «Красный Профинтерн» агент подал условный сигнал одному из матросов советского парохода пришвартованного как раз на этой пристани. Когда сыщик подошел, его схватили и силой затащили на пароход. Был вечер. На пристани никого не было. А подкупленная пограничная стража Турции в эти часы за этим районом пристани не наблюдала.

По дороге в Одессу сыщика допросили. Узнали от него все, что он знал, после чего его тело сбросили в Черное море.

Со временем турки узнали об этом инциденте, но шум поднимать не стали.

Наследники этой службы (наружного наблюдения) в России - Оперод ВЧК-ОГПУ, 3-й спецотдел НКВД, 7-е Управление КГБ СССР** и ОПУ ФСБ РФ.

(Источник: Думбадзе)