Критик Валерия Пустовая в предисловии к книге пообещала «нового Сенчина». Я слегка засомневался в этом. С Романом когда-то были знакомы, многие вещи его читал, и они всегда убивали своим беспросветным пессимизмом. Но Пустовая оказалась права: здесь Сенчин другой. Не исправившийся и ставший на путь оптимизма, а подправивший (слегка) свой литературный путь.
Как писатель Сенчин абсолютнейший реалист, он как будто стенографирует действительность. Причём не гламурно-столичную, а той России, которую кремлевский идеолог Сурков однажды назвал глубинной. Сам Сенчин родом из Тувы, несколько лет назад из Москвы перебрался в Екатеринбург, так что знает, о чем пишет. И если раньше в его произведениях глубинка была сущим адом, где нормальным людям не место, у него, кстати, главному герою везде не место, то в этом сборнике в некоторых рассказах появляется что-то, похожее на счастливый исход. Правда, весьма и весьма условный. Герои все равно мыкаются, не находят понимания с близкими и с жизнью, но автор оставляет им хоть какую-то надежду.
Многое, как мне показалось, автор объясняет, наверняка, в автобиографическом рассказе «В залипе» (от слова «залипать»). В прошлой жизни, как говорит герой-писатель, он изливал на бумагу свою боль, а сейчас эта рана заросла, хоть и гниет внутри.
Самый сильный (и остро актуальный) рассказ в сборнике - «Петля». Сенчин решил восстановить биографию Аркадия Бабченко (в рассказе он Антон Дяденко), известного в свое время журналиста-эмигранта, инсценировка убийства которого в Киеве в 2018-м наделала много шума. Написана вещь до 2020-го, а по фактуре - вся история нынешних событий.